Share, , Google Plus, Pinterest,

Posted in:

Пастель и симметрия: из чего состоит мир Уэса Андерсона

От Новой волны и до немецкой живописи

Пожалуй, мало кто из современных режиссеров может похвастаться таким узнаваемым стилем, как создатель «Бесподобного мистера Фокса» и «Семейки Тененбаум». Почерк Андерсона настолько отчетливый, что само его имя стало нарицательным: «уэсовским» прозывают все — от мечтательных видеоклипов и книг, до никак не связанных с творчеством режиссера музыкальных альбомов и модных коллекций.

Зашкаливающая популярность парадоксальна: хотя ленты Андерсона обычно собирают не слишком впечатляющую кассу, ютюб забит пародиями на них, а образы персонажей на хэллоуинских вечеринках уже считаются моветоном. Даже случайные кадры полупустых улиц и старомодных домов имеют шанс попасть в инстаграм-аккаунты, собирающие фотографии с эстетикой Уэса.

Пересчитать типичные атрибуты фильма Андерсона не сложно: на ум сразу приходит идеальная симметрия, нежные цвета, эксцентричные герои и сюжеты, закрученные вокруг семейных отношений. Но чем вдохновляется сам режиссер, создавая свой забавный и трогательный мир?

Картина «Амбассадор» Ганса Гольберта
Кадр из фильма «Академия «Рашмор»»

Ганс Гольбейн и бурная студенческая жизнь

Несмотря на то, что кинодебют Уэса визуально отличается от его более поздних работ, в ленте «Бутылочная ракета» (1996) уже есть важная деталь, роднящая ее с остальными – в кадре присутствует Оуэн Уилсон. Актер и школьный друг режиссера не только сыграл в семи фильмах Андерсона, но и выступил со-сценаристом его первой пробы пера.

Более того – сюжет фильма о неудачливых грабителях навеян реальным юношеским опытом Уэса и Оуэна. Оказывается, в студенческие годы парни вместе снимали квартиру, в которой плохо закрывалось окно. Так как хозяин помещения отказывался вызывать мастера, друзья решили инсценировать взлом: на каникулах они пробрались в собственную квартиру и «украли» несколько мелочей. Арендатор сразу раскусил их план и отказался проводить ремонт, зато история позже послужила вдохновением для фильма «Бутылочная ракета».

Любовь Андерсона к ярким, сочным цветам проявилась чуть позже, во время подготовки к съемкам «Академии Рашмор». Уэс снимал уже другую квартиру – в Нью-Йорке, где ему посчастливилось жить по соседству со знаменитым приватным художественным музеем Фрика. Прогуливаясь по галерее, режиссер часто рассматривал картины немецкого художника Ганса Гольбейна младшего. Композиции настолько ему понравились, что Уэс решил наполнить свои кадры такими же цветами: темно-зеленым, красным и чистым синим.

Семейная жизнь и Трюффо

История некогда влиятельной американской семьи, которая распадается под грузом нереализованных амбиций детей и развода родителей… Нет, речь идет не о «Семейке Тененбаум», а о фильме, снятом почти ровно за пятьдесят лет до выхода ленты Андерсона. «Великолепные Эмберсоны» Орсона Уэллса, несомненно, являются главным идейным предшественником третьего полнометражного фильма Уэса – сходство заметно даже по названиям. Отдавая дань Уэллсу, Андерсон даже поселил своих героев в дом, невероятно похожий на имение Эмберсонов.

Еще один классический фильм, заметно повлиявший на творчество Андерсона – «400 ударов» Франсуа Трюффо, и больше всего это чувствуется при просмотре «Академии Рашмор». Обе ленты рассказывают о юных мальчиках, которые вылетают из школы и нарушают закон, но на этом параллели не заканчиваются. Антуана вычитывают в школе, он врет о смерти своей матери и попадает под арест за кражу печатной машинки. Тем временем, Макса исключают с академии, арестовывают за хулиганство, а печатную машинку он получил от своей погибшей матери.

Вообще, Уэс ничуть не скрывает то, что его вдохновляют чужие фильмы. Главные герои «Поезда на Дарджилинг» даже названы в честь влиятельных деятелей кинематографа: Питера Богдановича, Френсиса Форда Копполы и Джека Николсона.

Постер фильма «400 ударов» Франсуа Трюффо

Симметрия, театральность и знаменитые саундтреки

Свою коронную фишку – идеально симметричные кадры, Уэс тоже почерпнул у одного из классиков, Стэнли Кубрика. Любопытно, что обычно режиссерам не советуют злоупотреблять, так как симметрия на экране вызывает ощущение постановочности и театральности. Но как можно заставить отказаться от театральности человека, у которого почти в каждом фильме есть сцена постановки пьесы? Более того – часто эти спектакли становятся не просто стилистическим ходом, а оказываются катализатором конфликтов между героями. Марго Тененбаум в 11 лет ставит свою первую пьесу, из-за которой ссорится с отцом, а Макс из «Академии Рашмор» выражает свои внутренние переживания с помощью школьного спектакля о Вьетнаме.

За саундтреки ко всем фильмам режиссера отвечает музыкальный супервайзер Рэндалл Постер, которого с Уэсом объединяет любовь к полузабытым рок-хитам 60-х. Сам Постер не имеет музыкального образования, но однажды написал сценарий к фильму о студенческом радио. Видимо, лента понравилась Андерсону, так как он попросил Рэндалла помочь с музыкальным оформлением «Бутылочной ракеты».

Выискивая подходящие песни к лентам Уэса, Постер обычно не обращает внимание на очевидные популярные мелодии, а проводит целые дни над ящиками с пыльными виниловыми пластинками. На этом поиски музыки не заканчиваются. Работая над «Поездом на Дарджилинг», Рэндалл отправился в Индию, где умолял правообладателей фильмов легендарного болливудского режиссера Рая Сатьяджи позволить ему переписать часть старых саундтреков. Во время съемок «Бесподобного мистера Фокса» он обратился к архивисту Beach Boys и нашел у него запись неизданного кавера группы на песню Ol’ Man River. Звонок посеред ночи от Уэса, требующего скорее собрать для фильма оркестр балалаечников – тоже вполне нормальная часть работы.

В фильмах Уэса Андерсона часто можно услышать довольно экзотическую музыку, однако главная любовь режиссера – «Британское вторжение», период середины 1960-х, когда английские группы начали доминировать в международных чартах. Несложно найти параллели между молодыми The Kinks и The Who и персонажами Уэса – и те, и те с виду обманчиво благопристойные и серьезные, но скрывают под консервативной одеждой бунтарский дух и тягу к приключениям.

Любимец мира моды

Зная, как Уэс до мелочей продумывает каждую визуальную мелочь в кадре, может показаться, что даже легендарные наряды андерсоновских персонажей — его рук дело. Но режиссер приобщился лишь к одному костюму — мистера Фокса, который в точности срисован с любимого костюма самого Уэса.

Во всем остальном Андерсон полагается на художников по костюмам Карен Патч и Милену Канонеро. Патч работала над одеждой для ранних лент Андерсона и чаще всего договаривалась с именитыми брендами, которые изготовляли костюмы для героев. К слову, одним из главных требований режиссера было то, чтобы все предметы гардероба персонажей были сделаны на заказ, а не куплены в магазине. Поэтому, к сожалению, второго платья Lacoste, как у Марго Тененбаум, не отыскать и за все деньги мира.

Итальянский бренд Prada не только изготовлял наряды для множества фильмов Уэса, но и заказал режиссеру снять короткометражку. Фильм «Кастелло Кавальканти» как раз отлично демонстрирует любовь Андерсона к европейскому кино: в ленте множество отсылок к творчеству Федерико Феллини, а названа она в честь бельгийского режиссера Альберто Кавальканти, построившего блестящего карьеру во Франции.

Единая вселенная и мелкие странности

Рассказывая о сходствах своих фильмов, Андерсон нередко говорит, что персонажи одной ленты спокойно могли бы оказаться в другой. И действительно – иногда одни его работы даже намекают на сюжет следующих. Например, в «Академии Рашмор» Макс читает «Затонувшие сокровища» Жак-Ива Кусто – приключения, которые легли в основу «Водной жизни». Еще одна аллюзия на собственные творения – в «Водной жизни» звучит тема «Семейки Тененбаум», перемотанная задом наперед.

Порой режиссер наполняет кадр странными деталями, которые напоминают зрителям о том, что действие фильма происходит не совсем в настоящем мире. Сигареты, которые постоянно курит Марго Тененбаум, не производятся с 1970-х, и даже тогда продавались только в Ирландии. Снимая Нью-Йорк, Андерсон избегает любых характерных улиц, которые потом легко было бы идентифицировать по картинке. Впрочем, есть и почти незаметные штрихи, обьяснить которые гораздо сложнее. Уэс во всех своих фильмах использует шрифт Futura Bold и хоть раз за ленту обязательно ссылается на мультфильм «Чарли Браун».