Поделиться:, , Vk.com

Posted in:

В цветочном бреду

Как тюльпаны всех обманули

Начнем с того, что костюмные драмы ни в чем не виновны. Ни в том, что их актуальность в большом кино улетучилась где-то в 2000-х после выхода «Титаника», ни в пафосе собственной подачи, ни в избыточной романтике и морализаторских потугах. Честно, вешать вину здесь не на кого, но все же очень хочется.

Голландия, XVII век. Амстердам охвачен «тюльпанной лихорадкой» — утонченные ценители красоты и не смыслящие ничего во флористике простаки скупают заветные луковицы чтобы приумножить свой доход. Никто не подозревает о надвигающемся экономическом коллапсе. На фоне биржевых махинаций с тюльпанами разворачивается не менее драматичная история любви художника Яна (Дэйн ДеХаан) и замужней женщины Софии (Алисия Викандер). Буквально выкупивший ее из сиротинца муж — богатый купец Корнелис (Кристоф Вальц), ни о чем не подозревает. Зато обо всем знает служанка Мария (Холлидей Грейнджер), которая является рассказчиком в этом фильме.

Может быть дело в продюсерах? В 2017-м такое кино уже не снимают, и «Тюльпанная лихорадка» — не исключение. В то время как продолжительные проекты в Голливуде называют «долгостроями», этот скорее претендует на звание «застоя». Еще в 2000 году DreamWorks выкупили права на экранизацию романа Деборы Моггак, как раз перед тем, как книга разошлась многомиллионным тиражом. К проекту тут же приписали постановщика Джона Меддена («Влюбленный Шекспир»), а главные роли предварительно отдали Джуду Лоу и Кире Найтли. Однако производство остановилось, не начавшись.

В то время как продолжительные проекты в Голливуде называют «долгостроями», этот скорее претендует на звание «застоя».

В 2013 году продюсерская компания братьев Вайнштейн выкупила права, явно намереваясь сделать пышно декорированное кино с прицелом на Киноакадемию. В режиссеры позвали Джастина Чадвика, знакомого с костюмными драмами по работе над «Еще одна из рода Болейн». Кино хотели показать в Каннах в 2015-м — не получилось. Дальше был план выпустить его под шум славы отхватившей только что «Оскар» Алисии Викандер в 2016, но картине все никак не давали зеленый свет ее же спасители братья Вайнштейн. Вероятнее всего, в 2017-м было решено дождаться, когда к популярности Викандер подтянеться ДеХаан (у парня намечался кассовый хит «Валериан и город тысячи планет» в августе). Так что окончательный релиз пришелся на сентябрь 2017, а многообещающие трейлеры гарантировали много постельных сцен в шелках.

Tulip Fever / Оригинальное название

107 мин / ХРОНОМЕТРАЖ
14 сентября 2017 / ПРЕМЬЕРА

драма / ЖАНР

РЕЖИССЕР:
Джастин Чадвик

СЦЕНАРИЙ:
Дебора Моггак
Том Стоппард

В РОЛЯХ:
Алисия Викандер
Дэйн ДеХаан
Кристоф Вальц
Зак Галифианакис
Джуди Денч
Холлидей Грейнджер
Джек О’Коннелл
Мэттью Моррисон
Кара Делевинь
Том Холландер

ПРОКАТЧИК:
КІНОМАНІЯ

Любовная драма хорошо работает, когда мотивация героев наглядно выстроена чередой сентиментальных, но логичных поступков. Герои «Тюльпанной лихорадки» говорят обрывками фраз, скатываясь то к нравоучительным репликам, то к попыткам самоиронии над жанром.

А может быть дело как раз в актерах? С кастингом определились еще в 2013-м — главные роли в «Тюльпанной лихорадке» отошли уже упомянутым выше исполнителям — малоизвестному американцу Дэйну ДеХаану и еще менее известной шведке Алисии Викандер. Зато в поддержку им были приглашены оскароносные Кристоф Вальц и Джуди Денч, а за комедийные гэги отвечали Зак Галифианакис, Том Холландер и Кара Делевинь. К релизу фильма что Викандер, что ДеХаан уже прославились как многообещающие голливудские новички. Дэйну, правда, срочно нужно менять агента, потому как последние два года у актера какие-то сплошные «слабодышащие» проекты как по бокс-офису, так и по оценке критиков. Кристоф Вальц старается как может, однако его персонаж очень бедно прописан и местами даже карикатурен. Джуди Денч, вероятно, подсунули совсем другой сценарий — к новому «Бонду», например (она здесь вновь упорно играет М). Иначе как такая великая актриса попала в фильм, где интриг, тайн, подмен и измен больше, чем смысла?

Нет, актеры ни в чем не виновны, дело в персонажах, виним сценарий. Книгу для фильма адаптировал оскароносный Том Стоппард, симпатию к которому придется пересмотреть даже вопреки прекрасному «Розенкранц и Гильденштерн мертвы». Любовная драма хорошо работает, когда мотивация героев наглядно выстроена чередой сентиментальных, но логичных поступков. Герои «Тюльпанной лихорадки» говорят обрывками фраз, скатываясь то к нравоучительным репликам, то к попыткам самоиронии над жанром. До некоторого времени интригу удается сохранить. Впрочем, интрига эта явно родом из бульварного романа, не более.

По правде, «Тюльпанная лихорадка» показывает, как важна профессия режиссера монтажа, потому что здесь о ней, кажется, забыли.

Наверняка все из-за стиля подачи. Говорили, что тестовые показы не удовлетворили фокус-группу и ленту перемонтировали несколько раз. Фильм действительно выглядит так, будто материала для него сняли в избытке, но во время монтажа пришлось выкинуть половину, чтобы картина смотрелась свежо и не теряла стройность повествования в складках накрахмаленных воротников. По правде, «Тюльпанная лихорадка» показывает, как важна профессия режиссера монтажа, потому что здесь о ней, кажется, забыли. Темп фильма постоянно меняется от убаюкивающей драмы до средневекового ситкома в стиле «Венецианского купца». Главная героиня София носится как Фигаро, пытаясь все уладить, а бедный художник Ян так вскакивает на ноги, осознав что влюбился, будто ему только что на голову упало то самое «яблоко Ньютона».

Скорее всего дело в тюльпанах. Они то и погубили фильм, как в XVII веке голландскую экономику. У картины очень пышный и искусственный фон: портовые рынки, забавы на площадях, винтовые лестницы, залитые солнцем мансарды, песчаные побережья, готические монастыри. Добавь такому впечатляющему сеттингу масштаб и ощущение города, умноженное на азарт тюльпанных махинаций, — и фильм превратился бы в достойную ТВ-драму на условном BBC. Однако по биржевой игре прошлись совсем вскользь, даже не раскрыв ту самую метафору редкого и опасного по своей природе цветка, прекликающуюся с природой любовной связи геров. Ослепительный белый тюльпан с красными вкраплениями — всего лишь пораженное вирусом растение, ведущее к вымиранию всего сорта. Что-то подобное случилось с красивым но совершенно беззубым фильмом. Создателей, должно быть, здорово лихорадило, чтобы этого не заметить.

Финальная оценка

  • #КостюмнаяПытка
3.6 10