Поделиться:, , Vk.com

Posted in:

God bless you

Сложный и очень неоднозначный рассказ Мартина Скорсезе о вере и религии

Фильмы на религиозную тематику — всегда огромный резонанс и большой риск. Рассказывать об определенных событиях еще позволительно (хотя вспомните резонанс вокруг «Страстей Христовых»), но вот рассуждать об основополагающих ценностях нужно очень аккуратно. Настолько аккуратно, что лучше этого не делать. Но Скорсезе все же попытался.

Режиссер шел к съемкам долгие 26 лет. Сам первоисточник (роман «Молчание» Сюсаку Эндо) был прочитан в 1988 году, а контракт на съемки Скорсезе подписал еще в 1990 году. Но фильм постоянно откладывался, режиссер брался за новые проекты и все настолько затянулось, что продюсер Витторио Чекки Гори не выдержал и подал в суд. Конфликт удалось уладить мирным путем и Скорсезе все же взялся за работу.

Сюжет рассказывает о начале ХVII столетия, когда японская инквизиция охотилась на японцев-христиан и пыталась не допустить укоренение новой религии. Двое молодых иезуитских священника отправляются в страну восходящего солнца, чтобы найти своего наставника, Кристовао Феррейру (реально существовавший человек). Естественно, в Японию они прибывают в разгар христианских гонений.

Человек с лицом американского студента начала 2000-х никак не напоминает иезуитского священника в скитаниях.

С точки зрения визуальной и атмосферной составляющей фильм великолепен. Не знаю, как выглядела средневековая Япония, но Скорсезе заставляет поверить, что все было именно так. Грязные деревни, которые ютятся на пустынных берегах или в болотистых равнинах, нищие и голодные селяне, довольная и комфортно себя чувствующая знать — каждый элемент, который видишь на экране, заставляет тебя с головой окунуться в те времена. Будь-то соломенные сандалии, мухи, которых отгоняет инквизитор или довольно-таки реалистичные изображения пыток.

«Silence» / Оригинальное название

161 мин / ХРОНОМЕТРАЖ
19 января 2017 / ПРЕМЬЕРА

историческая драма / ЖАНР

РЕЖИССЕР:
Мартин Скорсезе

СЦЕНАРИЙ:
Джей Кокс
Мартин Скорсезе
Сюсаку Эндо

В РОЛЯХ:
Эндрю Гарфилд
Адам Драйвер
Лиам Нисон
Таданобу Асано
Киран Хайндс
Иссэй Огата
Синья Цукамото
Ёси Оида

ПРОКАТЧИК:
UKRAINIAN FILM DISTRIBUTION

Верующие люди будут на стороне священников, агностики оценят противостояние идей буддизма и христианства в рамках одной страны, атеисты неодобрительно покачают головой и т.д.

Дополняет визуальный ряд актерская игра. Я готов рассыпаться в комплиментах всему актерскому составу, если бы не Эндрю Гарфилд. Не подумайте неправильно, он отлично справился со своей ролью. Но! Человек с лицом американского студента начала 2000-х никак не напоминает иезуитского священника в скитаниях. Усугубляет все его постоянная ухоженность. Поэтому если вам, внезапно, лицо Гарфилда будет смотреться чуждо, знайте — вы не одни такие.

К остальным придраться невозможно. Особенно это касается японских актеров — Таданобу Асано (переводчик), Иссё Огата (инквизитор) и Шинья Цукамото (Кичиджиро). Лиам Нисон и Адам Драйвер появляются ненадолго, но все равно успевают запомниться. И да, Драйвер намного больше похож на иезуитского священника в скитаниях, чем Гарфилд.

Но главное чудо фильма (простите, не удержался) это то, что несмотря на неторопливый и очень медитативный темп, оно не надоедает за свои 160 минут хронометража. Все из-за противоречивой тематики, над которой успеваешь крепко задуматься.

Противопоставлять жестокой японской инквизиции католических священников довольно странно, если мы говорим об историческом аспекте.

Дело в том, восприятие фильма очень меняется в зависимости от отношения зрителя к вере и религии. Верующие люди будут на стороне священников, агностики оценят противостояние идей буддизма и христианства в рамках одной страны, атеисты неодобрительно покачают головой и т.д. Спустя несколько дней после просмотра понимаешь, что неважно, что хотел сказать Скорсезе (собственно, его мысль очень туманна и заметить ее довольно сложно), фильм цепляет тем, что показывает разносторонность человеческой веры.

Но опять-таки, есть одно «но» (простите за тавтологию). Противопоставлять жестокой японской инквизиции католических священников довольно странно, если мы говорим об историческом аспекте. Потому что их нельзя отделять от европейских гонений еретиков, которые были масштабнее японских. Поэтому с исторической точки зрения фильм противоречивый, хотя стоит понимать, что здесь Скорсезе следует первоисточнику.

Все это не мешает ему быть действительно эпичной картиной, которая лишний раз напоминает о сложностях этого мира и о том, что даже 160 минут о религии могут быть интересными.

P.S. Изображение Христа, которое видит герой Гарфилда — работа Эль Греко. В обзоре не пригодилось, но факт интересный.

Комментарий довольного редактора:

Скорсезе снял фильм, который иначе как «духовное путешествие» не назовешь. К слову, режиссер очень удачно и ненавязчиво использует закадровый голос в картине, который, как правило, немного упрощает повествование, однако здесь подан скорее как исповедь. Молчание рефреном проходит по всему фильму, от тишины и упоительности природы Японии, до безответного молчания Бога, к которому обращаются с молитвами главные герои. В этом смысле обязательно обратите внимание на то, как потрясающе проработан звук фильма, и речь здесь не только о режиме «mute», но и о малейших шорохах травы и шуме воды, которые стали настоящим саундтреком. «Молчание» — вполне дискуссионное кино, несмотря на то, что ничего нового в извечную религиозную риторику не привносит. Впрочем, это еще и очень медитативное кино, ритм которого замедлит ваше сердцебиение.

Финальная оценка

  • #НужноУвидеть
7.5 10