Поделиться:, , Vk.com

Posted in:

Зов джунглей

Джеймс Грэй доказывает, что старомодность – не всегда плохо

Для режиссера ленты Джеймса Грэя «Затерянный город Z» – не менее рисковая авантюра, чем экспедиция в Боливию для его героя. Потомок русско-еврейских эмигрантов до этого снимал камерные драмы о жизни в мегаполисе. После «Маленькой Одессы» (дебют Грэя о буднях русско-еврейской мафии в Бруклине) и вдохновленных Достоевским «Любовников», Грэй должен был занять трон Вуди Аллена.

Но режиссер сделал не логический карьерный шаг, а прыжок веры. Впервые за двадцатилетнюю карьеру он покидает Нью-Йорк и вместе с усатым Чарли Ханнэмом и неузнаваемым Робертом Паттинсоном отправляется в джунгли Латинской Америки. Хотя поклонники Грэя с самого начала отнеслись к затее с подозрением, игра стоила свеч.

Начало ХХ века. Эпоха военной доблести, открытий и авантюр. Королевское географическое общество предлагает майору (а по совместителю – топографу и исследователю) Перси Фосетту (Ханнэм) экспедицию в Боливию. Цель – заполнить белые пятна, занимающие карту страны чуть ли не полностью. Успех миссии должен принести честолюбивому офицеру не только славу, но и восстановить некогда запятнанную отцом-пьяницей семейную репутацию. Экспедиция окажется лишь первой из многих путешествий Фосетта в латиноамериканские джунгли, а грезы об Эльдорадо не покинут исследователя до конца его дней.

«Затерянный город Z» – не приключенческий боевик и не биографическая драма, хоть и основан на реальных событиях.

Несмотря на размах сюжета (тут и геополитические амбиции империй, и конфликт цивилизаций, и даже зарождение феминизма) и внушительный хронометраж в 140 минут, смотрится фильм на одном дыхании. И не забывает, что главное в истории – не джунгли и не войны, а непосредственно люди. Другой режиссёр, возможно, показал бы нам счастливого Фосетта, нашедшего свой золотой город и окруженного гостеприимными туземцами в набедренных повязках. Для Грэя сам город отходит на второй план, а история Фосетта становится чуть ли не притчей.

The Lost City of Z / Оригинальное название

141 мин / ХРОНОМЕТРАЖ
11 мая 2017 / ПРЕМЬЕРА

приключения / ЖАНР

РЕЖИССЕР:
Джеймс Грэй

СЦЕНАРИЙ:
Джеймс Грэй
Дэвид Гранн

В РОЛЯХ:
Чарли Ханнэм
Роберт Паттинсон
Сиенна Миллер
Том Холланд
Эдвард Эшли
Энгус МакФадьен
Иен МакДермид
Клайв Фрэнсис
Педро Коэльо

ПРОКАТЧИК:
Кинокомпания ММД

С технической стороны фильм безупречен: картинка на экране завораживает, и не важно, показывают нам душные джунгли Латинской Америки или леса Ирландии.

«Затерянный город Z» – не приключенческий боевик и не биографическая драма, хоть и основан на реальных событиях. Главные темы общечеловеческие – Грэй неустанно напоминает о том, что нужно следовать за мечтой, даже если она непонятна всем вокруг. Не обошлось и без размышлений на тему долга, мужественности и конфликта отцов и детей. Это, вместе с размеренным темпом фильма и его грандиозным временным размахом (события развиваются на протяжении 20 лет), делает ленту старомодной в лучшем понимании этого слова. С философскими «Копями царя Соломона» 1950-го или даже с «Агирре, гневом божьим» у ленты гораздо больше общего, чем с авантюрным «Индианой Джонсом». Настолько, что после финальных титров подсознательно ожидаешь надпись «made in Technicolor».

В роли конфликтующего ребенка – Том Холланд (новый Человек-паук киновселенной Marvel). Его герой проходит путь от непонимания жизненной миссии отца до смирения и даже унаследования его мечты. Персонаж Сиенны Миллер, не открывая древние цивилизации подобно мужу, совершает в этой картине собственный подвиг – жены и матери. Неузнаваемый Роберт Паттинсон прекрасен в роли правой руки Фосетта. Как и у Миллер, его роль не сводится к шаблонному Санчо Пансе. Дни «Сумерек» позади, хотя любители фестивального кино уже успели оценить эволюцию мастерства Роберта в «Звездной карте» и «Космополисе».

Главное достижение Грэя – уверенный баланс между грандиозностью изображаемых событий и не покидающим нас ощущением уюта.

Успех подобного фильма во многом зависит от исполнителя главной роли, ведь мы наблюдаем за героем на протяжении многих лет, становимся свидетелями военных подвигов, триумфальных экспедиций и насмешек со стороны коллег. Ханнэм пытается воспроизвести чопорного, но мечтательного героя Британской Империи, а получается зажатость и безэмоциональность. Тут явно не помешал бы герой с безумием Клауса Кински в «Агирре, гнев божий» (съемки эпической ленты сами по себе легендарны: Кински, например, в приступе гнева отстрелил коллеге палец за то, что тот шумно играл возле съемочной площадки в карты).

С технической стороны фильм безупречен: картинка на экране завораживает, и не важно, показывают нам душные джунгли Латинской Америки или леса Ирландии. Оператор фильм Дариус Хонди (известный благодаря сотрудничеству с Дэвидом Финчером и Вуди Алленом) снимал «Затерянный город Z» полностью на пленку и сумел показать режиссеру отснятый тропические леса Боливии только после приезда домой, в монтажной. Вспомните об этом, когда будете смотреть впечатляющую сцену оперного театра в ночных джунглях.

Главное достижение Грэя – уверенный баланс между грандиозностью изображаемых событий и не покидающим нас ощущением уюта. Даже если вам чужд интерес к неизведанным просторам Латинской Америки и суровый усатый мачизм, есть вероятность найти в фильме что-то близкое по духу и по-человечески понятное. И выйти из зала кинотеатра со словами «так уже не снимают». Действительно, не снимают. А зря.

Финальная оценка

  • #ПретензияНаКлассику
8.8 10