Share, , Google Plus, Pinterest,

Posted in:

Похитители тел

Ужасы современного расизма

«Ловушку» без преувеличения можно назвать фильмом-сенсацией. Она покорила и критиков, и зрителей, а заодно собрала более двухсот миллионов при скромном бюджете в $4 млн. На агрегаторе рецензий Rotten Tomatoes у ленты 99% положительных отзывов, но главное доказательство всенародной любви – четыре номинации на «Оскар». То, что «Ловушка» так понравилась Киноакадемии – настоящее достижение. Во-первых, Джордан Пил – всего лишь пятый афроамериканец в истории, получивший номинацию за лучшую режиссуру. Во-вторых, ужастики на «Оскарах» немного недолюбливают – звание «Лучший фильм» досталось от силы полдюжине хорроров за все время существовании награды.

Берегитесь спойлеров!

В центре сюжета перспективный фотограф Крис Вашингтон (известный по «Черному зеркалу» Дэниэл Калуя), который собирается на уикенд к родителям девушки Роуз (Эллисон Уильямс). Парень предсказуемо нервничает: состоятельные Армитеджи и не подозревают, что их дочь встречается с афроамериканцем. Приём оказывается скорее неловким, чем недоброжелательным: родители Роуз расхваливают Обаму, хвастаются либеральными взглядами и поют дифирамбы спортсменам-афроамериканцам. Между тем наличие в особняке темнокожей прислуги вызывает искреннее смущение, а сами домработники ведут себя подозрительно: садовник проявляет откровенную беспричинную агрессию пока горничная зачем-то отключает телефон юноши.

«Ловушка» – полнометражный режиссерский дебют комедийного актера Джордана Пила, смесь черной комедии, хоррора и социальной драмы. Пил сам написал сценарий, а вдохновением называет «Сияние» и «Челюсти». Влияние классических хорроров чувствуется уже с первых минут фильма, когда безымянный персонаж идет по пустынной улице, напряженно оглядываясь, преследуемый чьим-то автомобилем. Пил тут же деконструирует классический сюжетный ход: вопреки нашим ожиданиям, вызывающий тревогу район – благополучный населенный белыми пригород, а жертва преследования – темнокожий.

Хотя лента формально является фильмом ужасов, это скорее остросоциальное высказывание на актуальную для Соединённых Штатов тему расизма.

Не зря, когда «Ловушку» номинировали на «Золотой глобус» в качестве комедии, Пил заявил, что точнее было бы назвать ее документальной лентой. При этом, нельзя воспринимать картинку как банальный манифест о том, что расизм – это плохо. Тут речь идет скорее о том, почему, якобы достигнув равенства на бумаге, человечество раз за разом проявляет свои самые низменные инстинкты. Западные критики даже подметили, что фильм объясняет, как после президентства Обамы в Белый дом мог попасть откровенный расист Трамп.

Get Out / Оригинальное название

104 мин / ХРОНОМЕТРАЖ
27 апреля 2017 / ПРЕМЬЕРА

фильм ужасов / ЖАНР

РЕЖИССЕР:
Джордан Пил

СЦЕНАРИЙ:
Джордан Пил

В РОЛЯХ:
Дэниэл Калуя
Эллисон Уильямс
Кэтрин Кинер
Брэдли Уитфорд
Калеб Лэндри Джонс
Маркус Хендерсон
Бетти Гэбриел
Лейкит Стэнфилд
Стивен Рут
Лил Релл

ПРОКАТЧИК:
B&H Film Disrtibution

«Ловушка» – фильм, который возвращает веру в хоррор как инструмент социальной критики и напоминает зрителям, что фильмы афроамериканцев – это не только комедии о рэперах и гетто.

По сути, манифест режиссера читается на двух уровнях: в сюжете и в почти незаметных, но символически важных деталях. Взять хотя бы открывающие титры, в которых играет песня «Sikiliza Kwa Wahenga» – с суахили это переводится как «слушай своих предков». Песня «Redbone» Childish Gambino не менее показательна, ведь в словах говориться о том, что нужно оставаться «woke» – чувствительным к дискриминации вокруг. Случайно сбитое животное – еще одна метафора. Дело в том, что в пост-рабовладельческой Америке «черными оленями» называли непокорных темнокожих мужчин. Неудивительно, что позже отец Роуз зачитывает монолог о вредоносности оленей, а по всему дому расставлены их чучела. Кстати, сбитого на дороге зверя озвучивает сам Джордан Пил. Самый очевидный символ – хлопок, с помощью которого Крис пытается спастись – ироничный и грустный намек на рабовладельческое прошлое Америки.

Все это не мешает воспринимать фильм как прямолинейный хоррор. Режиссер работает по всем правилам жанра: не спешит с кульминацией, медленно и непринужденно нагнетает удушливую атмосферу, время от времени разбавляет тревогу парой колких шуток. Где-то до середины ленты хочеться игнорировать красные флажки и надеяться, что в итоге все будет хорошо. Когда Роуз говорит, что её родители — не расисты, мы хотим ей верить: Армитеджи не похожи на реднеков в трамповских кепках. В этом, возможно, и состоит основной урок фильма. Несмотря на то, что общество за последние несколько десятков лет избавилось от некоторых расовых предрассудков (многие даже жалуются на вездесущую политкорректность), перемены гораздо более поверхностные, чем хочется думать. Ксенофобия никуда не делась, и даже самые приятные и прогрессивные люди могут таить в душе опасные убеждения.

Естественно, при таком раскладе персонажи не могут быть совсем лишенными стереотипности. Каждый из гостей в загородном особняке – якобы доброжелательный, но необьяснимо зловещий персонаж, вызывающий у зрителя тревогу. Брат Роуз (Калеб Лэндри Джонс) гримасничает так, будто готовится играть в театральной постановке «Заводного апельсина». В фильме, построенном на медленном нагнетании атмосферы, настолько откровенные намеки на антагонизм персонажа кажутся слишком прямолинейными. К счастью, не весь актерский состав вызывает претензии. Дэниэл Калуя, например, работает с чувствами растерянности и страха, не впадая в характерный для хоррор-протагонистов мелодраматизм. Возможно, номинация на «Оскар» за лучшую мужскую роль не совсем оправдана, но Крис – один из немногих героев ужастиков, с которыми, парадоксально, легко себя идентифицировать. Элисон Уильямс тоже хороша в роли внешне милой и порядочной девушки, способной на удивительную жестокость.

«Ловушка» – фильм, который возвращает веру в хоррор как инструмент социальной критики и напоминает зрителям, что фильмы афроамериканцев – это не только комедии о рэперах и гетто. Одно из главных достоинств Пила-режиссера – то, что он не занимается нравоучительством, а предлагает зрителю самому решать, как трактовать картину. Хотите прилив адреналина от качественного фильма ужасов? Пожалуйста. Хотите поразмышлять над тем, насколько общество действительно достигло равноправия? «Ловушка» дает достаточно почвы и для этого.

Ratings in depth

  • #СовременнаяКлассика
10 10