Вперед в прошлое

Голливуд настолько сильно погрузился в глубины ностальгии, что фильм, целиком и полностью состоящий исключительно из нее, был не более, чем вопросом времени. А тут еще и в 2011 году писатель Эрнест Клайн создал «Первому игроку приготовиться» — манифест всех гиков и людей, выросших в 80-х. Звезды сошлись, шестеренки закрутились и Стивен Спилберг, как и 30 лет назад, вернулся к развлекательным блокбастерам.

Обучение

История рассказывает о парне Уэйде Уоттсе (Тай Шеридан), который живет в 2050-х, где миром правит ОАЗИС — виртуальная реальность размером в целый интернет. Где-то в ее глубинах создатель Джеймс Халлидей (Марк Райлэнс) спрятал пасхальное яйцо, дающее доступ к огромной куче денег и владению самим ОАЗИСом. Вместе со своими друзьями Уэйд пытается найти заветный приз и опередить зловещую корпорацию IOI, желающую захватить контроль над главной игрой мира.

Картина основана на книге Клайна «Первому игроку приготовиться», вот только общего у них не так уж много – несколько персонажей и общий антураж. В остальном различия между произведениями настолько большие, что сравнить их не получится.

Eсли ждете точную адаптацию романа — этот фильм не для вас. Готовы воспринимать ленту как самостоятельное развлечение? Тогда начнем.

Уровень 1. Поп-культура

Во время тура в поддержку «Первому игроку приготовиться» Стивен Спилберг сказал, что продюсеры картины заслужили «Оскар» как минимум за то количество персонажей, которые они смогли лицензировать. И действительно, в ОАЗИСе можно встретить кого угодно, от множества героев DC comics до вызывающих дрожь Battletoads (кто помнит уровень с мотоциклами?) и даже легендарного робота Гандама. При этом с Disney договориться все же не удалось, так что создатели оставили небольшую пасхалку. В одной из сцен персонажу Уэйда предлагают «Тысячелетний сокол», на что тот удивленно переспрашивает «У вас он действительно есть?».

К слову, о них. Фильм битком набит визуальными отсылками, в первую очередь направленными на молодое поколение, знающее, что такое Twitch. Более хардкорные пасхалки, бьющие в старшую аудиторию, максимально объясняются, чтобы зритель понимал, почему все вокруг ахают и охают. И если для тех, кто незнаком с мотоциклом Канеды или Бакару Банзаем, такое решение выдастся плюсом, то людей, выросших в 80-90-х, подробное «разжевывание» может раздражать Но Спилберг вместе со сценаристами нашел подход и к таким ворчунам.

Для особо требовательных зрителей приготовили инъекцию помощнее. Несколько узнаваемых нот из саундтрека «Назад в будущее», путешествие в гостиницу «Оверлук», святая граната из «Монти Пайтона» — и даже самые требовательные синефилы тают перед экраном.

Ready Player One / Оригинальное название

140 мин / ХРОНОМЕТРАЖ
29 марта 2018 / ПРЕМЬЕРА

приключение в духе 80-х / ЖАНР

РЕЖИССЕР:
Стивен Спилберг

СЦЕНАРИЙ:
Зак Пенн
Эрнест Клайн

В РОЛЯХ:
Тай Шеридан
Оливия Кук
Марк Райлэнс
Бен Мендельсон
Саймон Пегг
Т.Дж.Миллер
Ханна Джон-Кеймен
Уина Морисаки

ПРОКАТЧИК:
Кіноманія

Пока подростки радуются появлениям героев Overwatch или Mass Effect, люди постарше млеют от воспоминаний о картинах Джона Хьюза.

Уровень 2. Восьмидесятые

Пусть поп-культуры 80-х в фильме меньше, чем в книге, но о самом легендарном гик-десятилетии тем не менее никто не забыл. Дело в том, что «Первому игроку приготовиться» — это картина, снятая как подростковый блокбастер в духе «Балбесов» и «Один дома».

Спилберг, словно вернувшись на 30 лет назад, использует приемы времен «E.T.». Прятки за диваном, звуковые эффекты, характерные темные аллейки, где за мусорными баками от преследования прячутся протагонисты — при этом режиссер умышленно переносит нас в прошлое не только при помощи сюжета, но и темпа истории. В этом ему помогает тщательно проработанный саундтрек. Мало того что в картине звучат легендарные Staying Alive, I Wanna Be Your Lover и Blue Monday, так еще и музыку к фильму написал Алан Сильвестри (быстро вспомнили «Назад в будущее»).

Но у прыжков во времени есть свои недостатки. Для «Первому игроку приготовиться» успешный вояж в 80-е аукнулся сценарием и антагонистами. Как и водится в приключенческом фильме того времени, сюжет прост, как шляпа Индианы Джонса, а злодеи карикатурно-стереотипные, словно решили взять пример с «Мокрых/Липких бандитов».

Добавьте к этому очевидную развязку и получите идеальный продукт поп-культуры, кино для тех, кто хочет увидеть победу добра над злом, а не противоречивых персонажей со сложной мотивацией.

Уровень 3. Босс

Если вы хоть раз держали в руках джойстик, то знаете, что главное в играх — это их нетипичность, наличие определенной изюминки, которая удивляет и иногда мучает во время прохождения, но всегда остается в памяти, вызывая легкую эйфорию. Это касается также книг и фильмов, запоминающихся благодаря оригинальности. Но вот у «Первому игроку приготовиться» ее нет. И именно поэтому ему не стать культовой картиной.

Спилберг смешал идеальный коктейль поп-культурных отсылок, 80-х и ностальгии, чтобы развлекать зрителя даже достаточно длинные 2 часа 20 минут. Но не более. Лента отлично справилась с «эффектом зловещей долины» и показала очень эпичную битву, напомнив о «Властелине колец», но не создала ничего уникального. ОАЗИС — это лишь оболочка для чужих фантазий, хорошая попытка проехаться на уже выдуманном трехколесном велосипеде. Мы всегда рады видеть DeLorean на большом экране, но у себя дома все равно будем пересматривать не попытки Уэйда Уотса пройти испытание самым банальным путем (ОН ПОЕХАЛ НАЗАД!), а приключения Дока и Марти.

«Первому игроку приготовиться» так и не смог найти свой оригинальный тон, который бы запомнился зрителям на всю жизнь. Но это не значит, что нырять в ОАЗИС не стоит. Поностальгировать — это всегда приятно

Комментарий редактора:

За непрерывным потоком фан-сервиса для гиков, Спилберг не забывает заикнуться о тревожных перспективах той самой виртуальной реальности. Правда, делает это как настоящий дедуля, впервые взявший в руки джойстик. Зритель уже вроде бы воспитан «Черным зеркалом», когда пугающие тенденции будущего размывают понятие подлинности среди физического и цифрового. В то же время «Первому игроку приготовиться» — тот самый олдскул, озвучивший избитую мораль «реальность лучше любой виртуальности». В этом смысле фильм кажется чистым эскапизмом не только в сценах ОАЗИСА, но и в драматических эпизодах реального мира. Между тем картина Спилберга — идеальный продукт своей эпохи — эпохи заимствований, когда овациями встречают не оригинальный замысел, а оригинальный способ процитировать великих. Спилберг понимает это лучше других, поэтому работает не на сюжетную составляющую, а на эмоциональную вовлеченность и геймерский дух.

Бонусный уровень:

Если выйти за рамки восприятия картины исключительно как кинематографического произведения, то стоит вспомнить о ее более глубинных связях с поп-культурой. Фильм, несмотря на все заигрывания с пасхалками, очень «мелкий». «Первому игроку приготовиться» слишком полагается на визуальный стиль потребления, игнорируя возможности скрытых отсылок. Более того, временами создатели очень халатно используют всем знакомые образы. К примеру, святая граната, брошенная главным героем, взорвалась, хоть он и не досчитал до трех. Фильм сильно проигрывает тем же «Очень странным делам» в интеграции тайных посланий гикам родом из 80-90-х. И это не может не расстраивать.

Ждем Спилберга с бумбоксом под окнами.

Ratings in depth

  • #БегомСмотреть
3.5 5

Review overview

Summary

Ratings in depth

  • #БегомСмотреть
3.5 5

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: