Поделиться:, , Vk.com

Posted in:

День сурка или миф о вечном возвращении

Феномен фильма «День сурка» и как его трактовать с позиции религии, философии и психоанализа

Сегодня 2-е февраля — День Сурка, а значит, проведите этот день незабываемо, кто знает, ведь он может повториться (на самом деле нет). Цепляться за даты не в нашем стиле, однако «День сурка» Харольда Рэмиса — культовый во всех смыслах фильм. Фильм, перезапустивший карьеру Билла Мюррея, фильм, создавший новую концепцию комедии, фильм, подаривший нам бессмертную метафору рутины, и, как оказалось, фильм, поднявший бесчисленное количество философских, религиозных и психологических дилемм.

По такому поводу мы решили разобраться в феномене «Дня сурка». Но для начала — короткий синопсис для тех, кто последние 20 лет жил в пещере:

«День сурка» рассказывает историю журналиста местного телеканала Фила Коннорса, который приезжает в городок Панксатони, штат Пенсильвания, на местный фестиваль ко Дню сурка. Считается, что в этот день нужно наблюдать за сурком, вылезающим из своей норы: если зверек видит свою тень — зима будет длиться еще шесть недель. Абсолютно обычный день для Фила, однако, не заканчивается, потому что на утро герой вновь просыпается 2-го февраля в День Сурка. Так он обнаруживает, что попал во временную петлю.

small_1

 

Разбирая фильм

«День сурка» — один из тех случаев, когда интерпретация фильма уходит далеко за рамки авторского замысла и функционирует без участия своих творцов. Частично из-за того, что «День сурка» показал новую концептуальную основу для комедии через закольцованный сюжет и намеренное замалчивание причины, по которой главный герой вынужден переживать один и тот же день снова. В определенный момент фильм становится настоящим сюрреалистическим видением, открывая десятки новых способов трактовать его идею.

Еще на этапе разработки сценария у режиссера Харольда Рэмиса была мысль показать, как Фила проклинает бывшая подружка, после чего тот попадает во временную петлю. Давайте согласимся — хорошо, что этого не произошло. В дальнейшем «объяснимая магия» окажется сомнительным киноприемом, который в целом очень приближает комедию к фарсу.

Вспомните, как герой Мэла Гибсона в «Чего хотят женщины» начинает слышать мысли женщин после того, как упал с включенным феном в наполненную водой ванну. О да, разряд тока творит чудеса в мире кино. Еще один пример: герой Джека Блэка в комедии «Любовь зла», который вдруг начинает видеть внутреннюю красоту женщин вместо физической, а все благодаря сеансу гипноза у психотерапевта. Бедная психотерапия уже не первый десяток лет страдает от ее издевательского изображения в кино. Даже такая милая комедия как «Большой» с Томом Хэнксом могла бы стать легендарной, будь сценаристы посмелее, выбрав не объяснять, почему маленький Джошуа из 12-летнего превратился в 30-летнего (подсказка — осторожно загадывайте желания возле пророческих игровых автоматов).

001

Религиозная теория

«День сурка» вызвал оживленные дискуссии в контексте разных религиозных учений. Парадоксально то, что аллюзии на священные тексты здесь нашли и католики, и иудеи, и даже буддисты.

С последними наглядней всего резонирует идея перерождения Фила. Между строк «Дня сурка» буддисты считывают основные положения дхармы — универсального закона бытия. И день, в котором застрял Фил, ничто иное как сансара — повторение индивидуального жизненного цикла со всеми его страданиями. В данном случае Фил олицетворяет бодхисатву — существо отказавшееся выходить из сансары, пока человечество не будет спасено. Фил-бодхисатва достигает просветления Будды только после того, как помогает буквально каждому жителю Панксатони в мелких ежедневных делах огромное количество раз.

Не менее интересное положение «Дня сурка» в риторике католиков. Забудьте о сансаре, потому что Панксатони — это Чистилище. Согласно католической доктрине, Чистилище – место, где умершему грешнику предстоит очищение от совершенных при жизни грехов на пути в Рай. Самовлюбленный, надменный и эгоцентричный Фил явно демонстрирует все задатки для того, чтобы пройти пару тройку кругов Чистилища. Проживание одного дня становится тем самым движением по кругу, в котором главному герою предстоит преображение (все еще интересней, чем концовка «Lost», am I right, or am I right?).

«День сурка» — один из тех случаев, когда интерпретация фильма уходит далеко за рамки авторского замысла и функционирует без участия своих творцов.

Пытаясь покончить с временной петлей, Фил не раз безуспешно совершал самоубийство. Его бессмертие в данном случае говорит лишь об одном — парень уже мертв. Интересным персонажем здесь выступает его продюсер Рита (Энди МакДауэл). Именно Рита помогает Филу нащупать правильный путь в бесконечном круге испытаний. Завоевав сердце Риты, Фил «переходит» в 3-е февраля. Рита становится проводником, личным Вергилием для главного героя (кивок в сторону Данте).

С точки зрения иудаизма, символичен тот факт, что главный герой не переходит в следующий день, пока не сделает больше мицвы — добрых дел. Согласно Торе, исполнение мицвот восстанавливает гармонию нашего мира. Таким образом, на каждого иудея, и на Фила в особенности, возлагается глобальная ответственность за благополучие Вселен­ной.

 

Психоаналитическая теория

«День сурка» очень прямолинейно ложится в концепцию психоанализа. На ментальном уровне каждый человек склонен переживать некоторые паттерны своей жизни вновь и вновь, анализируя свое поведение в поисках правильной модели. Если говорить о фундаментальных положениях учения Фрейда, то Фил переживает собственный сеанс психотерапии, где исследует основные мотивы своего поведения в прошлом.

«День сурка» — это история самопознания, самосовершенствования и в конечном счете самопреображения. Трансформация Фила как личности происходит не на внешнем, а на внутреннем уровне, поскольку он не в состоянии изменить свой социальный статус, так же, как и не может изменить себя физически.

Закольцованность Фила в одном дне — метафора «самоисполняющегося пророчества». Что бы ни случилось в прошлом у Фила, эти события сделали его асоциальным и грубым. Фактически, главный герой в ловушке нарциссического защитного механизма. В психотерапии часто говорят о «самоисполняющемся пророчестве» как о проблеме неправильно выстроенной модели поведения. Проще говоря, если вы боитесь, что не понравитесь людям, вы включаете режим «засранца», защищая свое достоинство от уязвимости. И, вуаля! Вы действительно не нравитесь людям, потому что никто не любит засранцев.

Между строк «Дня сурка» буддисты считывают основные положения дхармы — универсального закона бытия.

Можно обратиться к Юнгианской теории (почему бы и нет). В фильме сурок должен увидеть свою тень. В аналитической теории Юнга Тень — это один из архетипов личности. Под тенью подразумевается комплекс личностных характеристик, подавляемых человеком.

Неспроста главного героя зовут так же, как и сурка из Панксатони. Филу предстоит так же, как и сурку выбраться из зоны комфорта и увидеть собственную тень, то есть, свою доброту и щедрость. Оба Фила — ленивые животные, которых надо заставить это сделать силой. В случае с сурком все просто — зверек явно не разделяет человеческие суеверия (сурок-метеоролог, seriously?!).

А вот другой Фил находится в состоянии отрицания собственной Тени. По Юнгу, понимание и включение в сознание собственных «теневых качеств» очень важно для полноценности личности. Психотерапией Фила становится закольцованное 2-е февраля.

002

Философская теория

Конечно же, заходя на территорию философии, нельзя не вспомнить о громко кричащем в «Дне сурка» концепте вечного возвращения Ницше из «Так говорил Заратустра». В понимании Ницше «Вечное возвращение», как высшая форма утверждения жизни, было мучительным и вместе с тем просветляющим осознанием бытия. Ницше утверждал, что все происходящее — повторение уже случившегося, и в дальнейшем будет повторяться вновь.

Тут для умности стоит привести его цитату и тут же ее объяснить. «Закон сохранения энергии требует вечного возвращения». Ницше рассматривает мир как определенное и конечное количество энергии, распределенной между носителями. Комбинации и возможности распределения энергии многочисленны, но не бесконечны. А поскольку само время бесконечно, то все возможные развития и комбинации событий в этом мире уже случились, а теперь просто повторяются. В даном случае Фил ближе всех остальных к ницшеанскому понятию Сверхчеловека, потому как может осознать освобождающую идею зацикленности жизни.

 

Поп-культурный феномен

О «Дне сурка» уже впору говорить как о феномене популярной культуры. До выхода фильма День сурка был исключительно американо-канадским праздником, с зимними ярмарками и концертами местных коллективов баянистов. Традиция перекладывать ответственность за погоду на невинных зверей уходит корнями еще в Древний Рим, однако там метеорологами были ежи. Эмигрировав на новый материк, жители Западной Европы прихватили с собой эту традицию, но предугадывать погоду стал сурок. Что ж, возможно они просто не нашли ежа.

Самый первый и самый главный официальный сурок-метеоролог живет как раз таки в Панксатони, штат Пенсильвания. Вот уже более ста двадцати лет люди следят за прогнозами местного сурка Фила (по видимому, все сурки в Панксатони обречены носить это имя).

Помимо того, что День сурка теперь отмечают буквально всюду, где водятся сурки (в Украине в том числе), само выражение стало нарицательным именно благодаря фильму — теперь у нас есть конкретное название для рутины и монотонности будней. Из этого вытекает неизбежная эксплуатация «Дня сурка» в сотне тысяч селф-хелп книг — «The Wisdom of Groundhog Day: How to improve your life one day at a time», «The Magic of Groundhog Day: Transform Your Life Day by Day» и прочие гайды по выживанию в этом суровом мире.

«День сурка» как метафора активно используется в политическом контексте и армейском сленге. В первом случае к персоне Дональда Трампа такие выражения применялись не раз, апеллируя к его склонности часто повторять одни и те же реплики. В случае с армейским лексиконом «День сурка» все также используется для обозначения монотонности расписанной по минутам армейской жизни. А в Оксфордском учебнике по военной психологии даже есть статья «Скука: День Сурка как метафора Ирака».

В случае с армейским лексиконом «День сурка» все также используется для обозначения монотонности расписанной по минутам армейской жизни.

Кино-гики не раз пытались подсчитать, сколько времени провел Фил в Дне сурка. Режиссер Харольд Рэмис и сценарист Дэни Рубин говорили о том, что по первичному замыслу была цифра в 10 000 лет. К счастью, финальная версия фильма не тянет на такой огромный срок, иначе с ума сошли бы мы все вместе с Филом. Если ограничиться исключительно экранным временем, то в итоге выйдет 34-42 дня на повторе. Однако, умные люди у которых много свободного времени (и никакой личной жизни, наверное) насчитали 12 295 дней, то есть 34 года — именно столько бы потребовалось герою, чтобы стать экспертом в игре на пианино, высечке скульптур, врачебной практике и бесспорно полезному умению метать игральные карты в шляпу (по словам Фила, он учился шесть месяцев).

Тем не менее, сценарий фильма стал настоящим учебником для начинающих кинематографистов. В профессиональной среде киношников есть такой термин «Groundhog Day» Loop, как один из методов построения сюжета. За 20 с лишним лет его успели использовать десятки раз, выходя далеко за рамки исключительно комедии. Методом «Groundhog Day» Loop в большей или меньшей степени сняты: «Исходный код», «Грань будущего», «Беги, Лола, Беги», «Бойфренд из будущего», «Дони Дарко», «Осторожно, двери закрываются», «12 обезьян» и т.д.

003

Эпилог

«День сурка» бросает тень (как иронично) на интровертный тип личности. Если оценивать картину как пособие, то напрашивается вывод — успешным и счастливым способен стать только искренний экстраверт — человек, открытый к любым новым контактам, энергичный лидер, которого не должна смущать новая обстановка и незнакомые люди. В начале фильма Фил демонстрирует доминирующую интровертную позицию, даже несмотря на то, что он явный холерик. Главный герой предпочитает принимать ванну в одиночку у себя в номере, нежели спуститься на ужин с коллегами. Спасением Фила от вечного Дня сурка оказывается его психологическое изменение в сторону экстравертной модели поведения. А значит, мы, интроверты, — обречены. Cheers!

Сегодня 2-е февраля — День Сурка, а значит, проведите этот день незабываемо, кто знает, ведь он может повториться (на самом деле нет). Цепляться за даты не в нашем стиле, однако «День сурка» Харольда Рэмиса — культовый во всех смыслах фильм. Фильм, перезапустивший карьеру Билла Мюррея, фильм, создавший новую концепцию комедии, фильм, подаривший нам бессмертную метафору рутины, и, как оказалось, фильм, поднявший бесчисленное количество философских, религиозных и психологических дилемм.

По такому поводу мы решили разобраться в феномене «Дня сурка». Но для начала — короткий синопсис для тех, кто последние 20 лет жил «в пещере»:

«День сурка» рассказывает историю журналиста местного телеканала Фила Коннорса, который приезжает в городок Панксатони, штат Пенсильвания, на местный фестиваль ко Дню сурка. Считается, что в этот день нужно наблюдать за сурком, вылезающим из своей норы: если зверек видит свою тень — зима будет длиться еще шесть недель. Абсолютно обычный день для Фила, однако, не заканчивается, потому что на утро герой вновь просыпается 2-го февраля в День Сурка. Так он обнаруживает, что попал во временную петлю.

small_1

 

Разбирая фильм

«День сурка» — один из тех случаев, когда интерпретация фильма уходит далеко за рамки авторского замысла и функционирует без участия своих творцов. Частично из-за того, что «День сурка» показал новую концептуальную основу для комедии через закольцованный сюжет и намеренное замалчивание причины, по которой главный герой вынужден переживать один и тот же день снова. В определенный момент фильм становится настоящим сюрреалистическим видением, открывая десятки новых способов трактовать его идею.

Еще на этапе разработки сценария у режиссера Харольда Рэмиса была мысль показать, как Фила проклинает бывшая подружка, после чего тот попадает во временную петлю. Давайте согласимся — хорошо, что этого не произошло. В дальнейшем «объяснимая магия» окажется сомнительным киноприемом, который в целом очень приближает комедию к фарсу.

Вспомните, как герой Мэла Гибсона в «Чего хотят женщины» начинает слышать мысли женщин после того, как упал с включенным феном в наполненную водой ванну. О да, разряд тока творит чудеса в мире кино. Еще один пример: герой Джека Блэка в комедии «Любовь зла», который вдруг начинает видеть внутреннюю красоту женщин вместо физической, а все благодаря сеансу гипноза у психотерапевта. Бедная психотерапия уже не первый десяток лет страдает от ее издевательского изображения в кино. Даже такая милая комедия как «Большой» с Томом Хэнксом могла бы стать легендарной, будь сценаристы посмелее, выбрав не объяснять, почему маленький Джошуа из 12-летнего превратился в 30-летнего (подсказка — осторожно загадывайте желания возле пророческих игровых автоматов).

001

Религиозная теория

«День сурка» вызвал оживленные дискуссии в контексте разных религиозных учений. Парадоксально то, что аллюзии на священные тексты здесь нашли и католики, и иудеи, и даже буддисты.

С последними наглядней всего резонирует идея перерождения Фила. Между строк «Дня сурка» буддисты считывают основные положения дхармы — универсального закона бытия. И день, в котором застрял Фил, ничто иное как сансара — повторение индивидуального жизненного цикла со всеми его страданиями. В данном случае Фил олицетворяет бодхисатву — существо отказавшееся выходить из сансары, пока человечество не будет спасено. Фил-бодхисатва достигает просветления Будды только после того, как помогает буквально каждому жителю Панксатони в мелких ежедневных делах огромное количество раз.

Не менее интересное положение «Дня сурка» в риторике католиков. Забудьте о сансаре, потому что Панксатони — это Чистилище. Согласно католической доктрине, Чистилище – место, где умершему грешнику предстоит очищение от совершенных при жизни грехов на пути в Рай. Самовлюбленный, надменный и эгоцентричный Фил явно демонстрирует все задатки для того, чтобы пройти пару тройку кругов Чистилища. Проживание одного дня становится тем самым движением по кругу, в котором главному герою предстоит преображение (все еще интересней, чем концовка «Lost», am I right, or am I right?).

«День сурка» — один из тех случаев, когда интерпретация фильма уходит далеко за рамки авторского замысла и функционирует без участия своих творцов.

Пытаясь покончить с временной петлей, Фил не раз безуспешно совершал самоубийство. Его бессмертие в данном случае говорит лишь об одном — парень уже мертв. Интересным персонажем здесь выступает его продюсер Рита (Энди МакДауэл). Именно Рита помогает Филу нащупать правильный путь в бесконечном круге испытаний. Завоевав сердце Риты, Фил «переходит» в 3-е февраля. Рита становится проводником, личным Вергилием для главного героя (кивок в сторону Данте).

С точки зрения иудаизма, символичен тот факт, что главный герой не переходит в следующий день, пока не сделает больше мицвы — добрых дел. Согласно Торе, исполнение мицвот восстанавливает гармонию нашего мира. Таким образом, на каждого иудея, и на Фила в особенности, возлагается глобальная ответственность за благополучие Вселен­ной.

 

Психоаналитическая теория

«День сурка» очень прямолинейно ложится в концепцию психоанализа. На ментальном уровне каждый человек склонен переживать некоторые паттерны своей жизни вновь и вновь, анализируя свое поведение в поисках правильной модели. Если говорить о фундаментальных положениях учения Фрейда, то Фил переживает собственный сеанс психотерапии, где исследует основные мотивы своего поведения в прошлом.

«День сурка» — это история самопознания, самосовершенствования и в конечном счете самопреображения. Трансформация Фила как личности происходит не на внешнем, а на внутреннем уровне, поскольку он не в состоянии изменить свой социальный статус, так же, как и не может изменить себя физически.

Закольцованность Фила в одном дне — метафора «самоисполняющегося пророчества». Что бы ни случилось в прошлом у Фила, эти события сделали его асоциальным и грубым. Фактически, главный герой в ловушке нарциссического защитного механизма. В психотерапии часто говорят о «самоисполняющемся пророчестве» как о проблеме неправильно выстроенной модели поведения. Проще говоря, если вы боитесь, что не понравитесь людям, вы включаете режим «засранца», защищая свое достоинство от уязвимости. И, вуаля! Вы действительно не нравитесь людям, потому что никто не любит засранцев.

Между строк «Дня сурка» буддисты считывают основные положения дхармы — универсального закона бытия.

Можно обратиться к Юнгианской теории (почему бы и нет). В фильме сурок должен увидеть свою тень. В аналитической теории Юнга Тень — это один из архетипов личности. Под тенью подразумевается комплекс личностных характеристик, подавляемых человеком.

Неспроста главного героя зовут так же, как и сурка из Панксатони. Филу предстоит так же, как и сурку выбраться из зоны комфорта и увидеть собственную тень, то есть, свою доброту и щедрость. Оба Фила — ленивые животные, которых надо заставить это сделать силой. В случае с сурком все просто — зверек явно не разделяет человеческие суеверия (сурок-метеоролог, seriously?!).

А вот другой Фил находится в состоянии отрицания собственной Тени. По Юнгу, понимание и включение в сознание собственных «теневых качеств» очень важно для полноценности личности. Психотерапией Фила становится закольцованное 2-е февраля.

002

Философская теория

Конечно же, заходя на территорию философии, нельзя не вспомнить о громко кричащем в «Дне сурка» концепте вечного возвращения Ницше из «Так говорил Заратустра». В понимании Ницше «Вечное возвращение», как высшая форма утверждения жизни, было мучительным и вместе с тем просветляющим осознанием бытия. Ницше утверждал, что все происходящее — повторение уже случившегося, и в дальнейшем будет повторяться вновь.

Тут для умности стоит привести его цитату и тут же ее объяснить. «Закон сохранения энергии требует вечного возвращения». Ницше рассматривает мир как определенное и конечное количество энергии, распределенной между носителями. Комбинации и возможности распределения энергии многочисленны, но не бесконечны. А поскольку само время бесконечно, то все возможные развития и комбинации событий в этом мире уже случились, а теперь просто повторяются. В даном случае Фил ближе всех остальных к ницшеанскому понятию Сверхчеловека, потому как может осознать освобождающую идею зацикленности жизни.

 

Поп-культурный феномен

О «Дне сурка» уже впору говорить как о феномене популярной культуры. До выхода фильма День сурка был исключительно американо-канадским праздником, с зимними ярмарками и концертами местных коллективов баянистов. Традиция перекладывать ответственность за погоду на невинных зверей уходит корнями еще в Древний Рим, однако там метеорологами были ежи. Эмигрировав на новый материк, жители Западной Европы прихватили с собой эту традицию, но предугадывать погоду стал сурок. Что ж, возможно они просто не нашли ежа.

Самый первый и самый главный официальный сурок-метеоролог живет как раз таки в Панксатони, штат Пенсильвания. Вот уже более ста двадцати лет люди следят за прогнозами местного сурка Фила (по видимому, все сурки в Панксатони обречены носить это имя).

Помимо того, что День сурка теперь отмечают буквально всюду, где водятся сурки (в Украине в том числе), само выражение стало нарицательным именно благодаря фильму — теперь у нас есть конкретное название для рутины и монотонности будней. Из этого вытекает неизбежная эксплуатация «Дня сурка» в сотне тысяч селф-хелп книг — «The Wisdom of Groundhog Day: How to improve your life one day at a time», «The Magic of Groundhog Day: Transform Your Life Day by Day» и прочие гайды по выживанию в этом суровом мире.

«День сурка» как метафора активно используется в политическом контексте и армейском сленге. В первом случае к персоне Дональда Трампа такие выражения применялись не раз, апеллируя к его склонности часто повторять одни и те же реплики. В случае с армейским лексиконом «День сурка» все также используется для обозначения монотонности расписанной по минутам армейской жизни. А в Оксфордском учебнике по военной психологии даже есть статья «Скука: День Сурка как метафора Ирака».

В случае с армейским лексиконом «День сурка» все также используется для обозначения монотонности расписанной по минутам армейской жизни.

Кино-гики не раз пытались подсчитать, сколько времени провел Фил в Дне сурка. Режиссер Харольд Рэмис и сценарист Дэни Рубин говорили о том, что по первичному замыслу была цифра в 10 000 лет. К счастью, финальная версия фильма не тянет на такой огромный срок, иначе с ума сошли бы мы все вместе с Филом. Если ограничиться исключительно экранным временем, то в итоге выйдет 34-42 дня на повторе. Однако, умные люди у которых много свободного времени (и никакой личной жизни, наверное) насчитали 12 295 дней, то есть 34 года — именно столько бы потребовалось герою, чтобы стать экспертом в игре на пианино, высечке скульптур, врачебной практике и бесспорно полезному умению метать игральные карты в шляпу (по словам Фила, он учился шесть месяцев).

Тем не менее, сценарий фильма стал настоящим учебником для начинающих кинематографистов. В профессиональной среде киношников есть такой термин «Groundhog Day» Loop, как один из методов построения сюжета. За 20 с лишним лет его успели использовать десятки раз, выходя далеко за рамки исключительно комедии. Методом «Groundhog Day» Loop в большей или меньшей степени сняты: «Исходный код», «Грань будущего», «Беги, Лола, Беги», «Бойфренд из будущего», «Дони Дарко», «Осторожно, двери закрываются», «12 обезьян» и т.д.

003

Эпилог

«День сурка» бросает тень (как иронично) на интровертный тип личности. Если оценивать картину как пособие, то напрашивается вывод — успешным и счастливым способен стать только искренний экстраверт — человек, открытый к любым новым контактам, энергичный лидер, которого не должна смущать новая обстановка и незнакомые люди. В начале фильма Фил демонстрирует доминирующую интровертную позицию, даже несмотря на то, что он явный холерик. Главный герой предпочитает принимать ванну в одиночку у себя в номере, нежели спуститься на ужин с коллегами. Спасением Фила от вечного Дня сурка оказывается его психологическое изменение в сторону экстравертной модели поведения. А значит, мы, интроверты, — обречены. Cheers!

Сегодня 2-е февраля — День Сурка, а значит, проведите этот день незабываемо, кто знает, ведь он может повториться (на самом деле нет). Цепляться за даты не в нашем стиле, однако «День сурка» Харольда Рэмиса — культовый во всех смыслах фильм. Фильм, перезапустивший карьеру Билла Мюррея, фильм, создавший новую концепцию комедии, фильм, подаривший нам бессмертную метафору рутины, и, как оказалось, фильм, поднявший бесчисленное количество философских, религиозных и психологических дилемм.

По такому поводу мы решили разобраться в феномене «Дня сурка». Но для начала — короткий синопсис для тех, кто последние 20 лет жил «в пещере»:

«День сурка» рассказывает историю журналиста местного телеканала Фила Коннорса, который приезжает в городок Панксатони, штат Пенсильвания, на местный фестиваль ко Дню сурка. Считается, что в этот день нужно наблюдать за сурком, вылезающим из своей норы: если зверек видит свою тень — зима будет длиться еще шесть недель. Абсолютно обычный день для Фила, однако, не заканчивается, потому что на утро герой вновь просыпается 2-го февраля в День Сурка. Так он обнаруживает, что попал во временную петлю.

small_1

 

Разбирая фильм

«День сурка» — один из тех случаев, когда интерпретация фильма уходит далеко за рамки авторского замысла и функционирует без участия своих творцов. Частично из-за того, что «День сурка» показал новую концептуальную основу для комедии через закольцованный сюжет и намеренное замалчивание причины, по которой главный герой вынужден переживать один и тот же день снова. В определенный момент фильм становится настоящим сюрреалистическим видением, открывая десятки новых способов трактовать его идею.

Еще на этапе разработки сценария у режиссера Харольда Рэмиса была мысль показать, как Фила проклинает бывшая подружка, после чего тот попадает во временную петлю. Давайте согласимся — хорошо, что этого не произошло. В дальнейшем «объяснимая магия» окажется сомнительным киноприемом, который в целом очень приближает комедию к фарсу.

Вспомните, как герой Мэла Гибсона в «Чего хотят женщины» начинает слышать мысли женщин после того, как упал с включенным феном в наполненную водой ванну. О да, разряд тока творит чудеса в мире кино. Еще один пример: герой Джека Блэка в комедии «Любовь зла», который вдруг начинает видеть внутреннюю красоту женщин вместо физической, а все благодаря сеансу гипноза у психотерапевта. Бедная психотерапия уже не первый десяток лет страдает от ее издевательского изображения в кино. Даже такая милая комедия как «Большой» с Томом Хэнксом могла бы стать легендарной, будь сценаристы посмелее, выбрав не объяснять, почему маленький Джошуа из 12-летнего превратился в 30-летнего (подсказка — осторожно загадывайте желания возле пророческих игровых автоматов).

001

Религиозная теория

«День сурка» вызвал оживленные дискуссии в контексте разных религиозных учений. Парадоксально то, что аллюзии на священные тексты здесь нашли и католики, и иудеи, и даже буддисты.

С последними наглядней всего резонирует идея перерождения Фила. Между строк «Дня сурка» буддисты считывают основные положения дхармы — универсального закона бытия. И день, в котором застрял Фил, ничто иное как сансара — повторение индивидуального жизненного цикла со всеми его страданиями. В данном случае Фил олицетворяет бодхисатву — существо отказавшееся выходить из сансары, пока человечество не будет спасено. Фил-бодхисатва достигает просветления Будды только после того, как помогает буквально каждому жителю Панксатони в мелких ежедневных делах огромное количество раз.

Не менее интересное положение «Дня сурка» в риторике католиков. Забудьте о сансаре, потому что Панксатони — это Чистилище. Согласно католической доктрине, Чистилище – место, где умершему грешнику предстоит очищение от совершенных при жизни грехов на пути в Рай. Самовлюбленный, надменный и эгоцентричный Фил явно демонстрирует все задатки для того, чтобы пройти пару тройку кругов Чистилища. Проживание одного дня становится тем самым движением по кругу, в котором главному герою предстоит преображение (все еще интересней, чем концовка «Lost», am I right, or am I right?).

«День сурка» — один из тех случаев, когда интерпретация фильма уходит далеко за рамки авторского замысла и функционирует без участия своих творцов.

Пытаясь покончить с временной петлей, Фил не раз безуспешно совершал самоубийство. Его бессмертие в данном случае говорит лишь об одном — парень уже мертв. Интересным персонажем здесь выступает его продюсер Рита (Энди МакДауэл). Именно Рита помогает Филу нащупать правильный путь в бесконечном круге испытаний. Завоевав сердце Риты, Фил «переходит» в 3-е февраля. Рита становится проводником, личным Вергилием для главного героя (кивок в сторону Данте).

С точки зрения иудаизма, символичен тот факт, что главный герой не переходит в следующий день, пока не сделает больше мицвы — добрых дел. Согласно Торе, исполнение мицвот восстанавливает гармонию нашего мира. Таким образом, на каждого иудея, и на Фила в особенности, возлагается глобальная ответственность за благополучие Вселен­ной.

 

Психоаналитическая теория

«День сурка» очень прямолинейно ложится в концепцию психоанализа. На ментальном уровне каждый человек склонен переживать некоторые паттерны своей жизни вновь и вновь, анализируя свое поведение в поисках правильной модели. Если говорить о фундаментальных положениях учения Фрейда, то Фил переживает собственный сеанс психотерапии, где исследует основные мотивы своего поведения в прошлом.

«День сурка» — это история самопознания, самосовершенствования и в конечном счете самопреображения. Трансформация Фила как личности происходит не на внешнем, а на внутреннем уровне, поскольку он не в состоянии изменить свой социальный статус, так же, как и не может изменить себя физически.

Закольцованность Фила в одном дне — метафора «самоисполняющегося пророчества». Что бы ни случилось в прошлом у Фила, эти события сделали его асоциальным и грубым. Фактически, главный герой в ловушке нарциссического защитного механизма. В психотерапии часто говорят о «самоисполняющемся пророчестве» как о проблеме неправильно выстроенной модели поведения. Проще говоря, если вы боитесь, что не понравитесь людям, вы включаете режим «засранца», защищая свое достоинство от уязвимости. И, вуаля! Вы действительно не нравитесь людям, потому что никто не любит засранцев.

Между строк «Дня сурка» буддисты считывают основные положения дхармы — универсального закона бытия.

Можно обратиться к Юнгианской теории (почему бы и нет). В фильме сурок должен увидеть свою тень. В аналитической теории Юнга Тень — это один из архетипов личности. Под тенью подразумевается комплекс личностных характеристик, подавляемых человеком.

Неспроста главного героя зовут так же, как и сурка из Панксатони. Филу предстоит так же, как и сурку выбраться из зоны комфорта и увидеть собственную тень, то есть, свою доброту и щедрость. Оба Фила — ленивые животные, которых надо заставить это сделать силой. В случае с сурком все просто — зверек явно не разделяет человеческие суеверия (сурок-метеоролог, seriously?!).

А вот другой Фил находится в состоянии отрицания собственной Тени. По Юнгу, понимание и включение в сознание собственных «теневых качеств» очень важно для полноценности личности. Психотерапией Фила становится закольцованное 2-е февраля.

002

Философская теория

Конечно же, заходя на территорию философии, нельзя не вспомнить о громко кричащем в «Дне сурка» концепте вечного возвращения Ницше из «Так говорил Заратустра». В понимании Ницше «Вечное возвращение», как высшая форма утверждения жизни, было мучительным и вместе с тем просветляющим осознанием бытия. Ницше утверждал, что все происходящее — повторение уже случившегося, и в дальнейшем будет повторяться вновь.

Тут для умности стоит привести его цитату и тут же ее объяснить. «Закон сохранения энергии требует вечного возвращения». Ницше рассматривает мир как определенное и конечное количество энергии, распределенной между носителями. Комбинации и возможности распределения энергии многочисленны, но не бесконечны. А поскольку само время бесконечно, то все возможные развития и комбинации событий в этом мире уже случились, а теперь просто повторяются. В даном случае Фил ближе всех остальных к ницшеанскому понятию Сверхчеловека, потому как может осознать освобождающую идею зацикленности жизни.

 

Поп-культурный феномен

О «Дне сурка» уже впору говорить как о феномене популярной культуры. До выхода фильма День сурка был исключительно американо-канадским праздником, с зимними ярмарками и концертами местных коллективов баянистов. Традиция перекладывать ответственность за погоду на невинных зверей уходит корнями еще в Древний Рим, однако там метеорологами были ежи. Эмигрировав на новый материк, жители Западной Европы прихватили с собой эту традицию, но предугадывать погоду стал сурок. Что ж, возможно они просто не нашли ежа.

Самый первый и самый главный официальный сурок-метеоролог живет как раз таки в Панксатони, штат Пенсильвания. Вот уже более ста двадцати лет люди следят за прогнозами местного сурка Фила (по видимому, все сурки в Панксатони обречены носить это имя).

Помимо того, что День сурка теперь отмечают буквально всюду, где водятся сурки (в Украине в том числе), само выражение стало нарицательным именно благодаря фильму — теперь у нас есть конкретное название для рутины и монотонности будней. Из этого вытекает неизбежная эксплуатация «Дня сурка» в сотне тысяч селф-хелп книг — «The Wisdom of Groundhog Day: How to improve your life one day at a time», «The Magic of Groundhog Day: Transform Your Life Day by Day» и прочие гайды по выживанию в этом суровом мире.

«День сурка» как метафора активно используется в политическом контексте и армейском сленге. В первом случае к персоне Дональда Трампа такие выражения применялись не раз, апеллируя к его склонности часто повторять одни и те же реплики. В случае с армейским лексиконом «День сурка» все также используется для обозначения монотонности расписанной по минутам армейской жизни. А в Оксфордском учебнике по военной психологии даже есть статья «Скука: День Сурка как метафора Ирака».

В случае с армейским лексиконом «День сурка» все также используется для обозначения монотонности расписанной по минутам армейской жизни.

Кино-гики не раз пытались подсчитать, сколько времени провел Фил в Дне сурка. Режиссер Харольд Рэмис и сценарист Дэни Рубин говорили о том, что по первичному замыслу была цифра в 10 000 лет. К счастью, финальная версия фильма не тянет на такой огромный срок, иначе с ума сошли бы мы все вместе с Филом. Если ограничиться исключительно экранным временем, то в итоге выйдет 34-42 дня на повторе. Однако, умные люди у которых много свободного времени (и никакой личной жизни, наверное) насчитали 12 295 дней, то есть 34 года — именно столько бы потребовалось герою, чтобы стать экспертом в игре на пианино, высечке скульптур, врачебной практике и бесспорно полезному умению метать игральные карты в шляпу (по словам Фила, он учился шесть месяцев).

Тем не менее, сценарий фильма стал настоящим учебником для начинающих кинематографистов. В профессиональной среде киношников есть такой термин «Groundhog Day» Loop, как один из методов построения сюжета. За 20 с лишним лет его успели использовать десятки раз, выходя далеко за рамки исключительно комедии. Методом «Groundhog Day» Loop в большей или меньшей степени сняты: «Исходный код», «Грань будущего», «Беги, Лола, Беги», «Бойфренд из будущего», «Дони Дарко», «Осторожно, двери закрываются», «12 обезьян» и т.д.

003

Эпилог

«День сурка» бросает тень (как иронично) на интровертный тип личности. Если оценивать картину как пособие, то напрашивается вывод — успешным и счастливым способен стать только искренний экстраверт — человек, открытый к любым новым контактам, энергичный лидер, которого не должна смущать новая обстановка и незнакомые люди. В начале фильма Фил демонстрирует доминирующую интровертную позицию, даже несмотря на то, что он явный холерик. Главный герой предпочитает принимать ванну в одиночку у себя в номере, нежели спуститься на ужин с коллегами. Спасением Фила от вечного Дня сурка оказывается его психологическое изменение в сторону экстравертной модели поведения. А значит, мы, интроверты, — обречены. Cheers!

Сегодня 2-е февраля — День Сурка, а значит, проведите этот день незабываемо, кто знает, ведь он может повториться (на самом деле нет). Цепляться за даты не в нашем стиле, однако «День сурка» Харольда Рэмиса — культовый во всех смыслах фильм. Фильм, перезапустивший карьеру Билла Мюррея, фильм, создавший новую концепцию комедии, фильм, подаривший нам бессмертную метафору рутины, и, как оказалось, фильм, поднявший бесчисленное количество философских, религиозных и психологических дилемм.

По такому поводу мы решили разобраться в феномене «Дня сурка». Но для начала — короткий синопсис для тех, кто последние 20 лет жил «в пещере»:

«День сурка» рассказывает историю журналиста местного телеканала Фила Коннорса, который приезжает в городок Панксатони, штат Пенсильвания, на местный фестиваль ко Дню сурка. Считается, что в этот день нужно наблюдать за сурком, вылезающим из своей норы: если зверек видит свою тень — зима будет длиться еще шесть недель. Абсолютно обычный день для Фила, однако, не заканчивается, потому что на утро герой вновь просыпается 2-го февраля в День Сурка. Так он обнаруживает, что попал во временную петлю.

small_1

 

Разбирая фильм

«День сурка» — один из тех случаев, когда интерпретация фильма уходит далеко за рамки авторского замысла и функционирует без участия своих творцов. Частично из-за того, что «День сурка» показал новую концептуальную основу для комедии через закольцованный сюжет и намеренное замалчивание причины, по которой главный герой вынужден переживать один и тот же день снова. В определенный момент фильм становится настоящим сюрреалистическим видением, открывая десятки новых способов трактовать его идею.

Еще на этапе разработки сценария у режиссера Харольда Рэмиса была мысль показать, как Фила проклинает бывшая подружка, после чего тот попадает во временную петлю. Давайте согласимся — хорошо, что этого не произошло. В дальнейшем «объяснимая магия» окажется сомнительным киноприемом, который в целом очень приближает комедию к фарсу.

Вспомните, как герой Мэла Гибсона в «Чего хотят женщины» начинает слышать мысли женщин после того, как упал с включенным феном в наполненную водой ванну. О да, разряд тока творит чудеса в мире кино. Еще один пример: герой Джека Блэка в комедии «Любовь зла», который вдруг начинает видеть внутреннюю красоту женщин вместо физической, а все благодаря сеансу гипноза у психотерапевта. Бедная психотерапия уже не первый десяток лет страдает от ее издевательского изображения в кино. Даже такая милая комедия как «Большой» с Томом Хэнксом могла бы стать легендарной, будь сценаристы посмелее, выбрав не объяснять, почему маленький Джошуа из 12-летнего превратился в 30-летнего (подсказка — осторожно загадывайте желания возле пророческих игровых автоматов).

001

Религиозная теория

«День сурка» вызвал оживленные дискуссии в контексте разных религиозных учений. Парадоксально то, что аллюзии на священные тексты здесь нашли и католики, и иудеи, и даже буддисты.

С последними наглядней всего резонирует идея перерождения Фила. Между строк «Дня сурка» буддисты считывают основные положения дхармы — универсального закона бытия. И день, в котором застрял Фил, ничто иное как сансара — повторение индивидуального жизненного цикла со всеми его страданиями. В данном случае Фил олицетворяет бодхисатву — существо отказавшееся выходить из сансары, пока человечество не будет спасено. Фил-бодхисатва достигает просветления Будды только после того, как помогает буквально каждому жителю Панксатони в мелких ежедневных делах огромное количество раз.

Не менее интересное положение «Дня сурка» в риторике католиков. Забудьте о сансаре, потому что Панксатони — это Чистилище. Согласно католической доктрине, Чистилище – место, где умершему грешнику предстоит очищение от совершенных при жизни грехов на пути в Рай. Самовлюбленный, надменный и эгоцентричный Фил явно демонстрирует все задатки для того, чтобы пройти пару тройку кругов Чистилища. Проживание одного дня становится тем самым движением по кругу, в котором главному герою предстоит преображение (все еще интересней, чем концовка «Lost», am I right, or am I right?).

«День сурка» — один из тех случаев, когда интерпретация фильма уходит далеко за рамки авторского замысла и функционирует без участия своих творцов.

Пытаясь покончить с временной петлей, Фил не раз безуспешно совершал самоубийство. Его бессмертие в данном случае говорит лишь об одном — парень уже мертв. Интересным персонажем здесь выступает его продюсер Рита (Энди МакДауэл). Именно Рита помогает Филу нащупать правильный путь в бесконечном круге испытаний. Завоевав сердце Риты, Фил «переходит» в 3-е февраля. Рита становится проводником, личным Вергилием для главного героя (кивок в сторону Данте).

С точки зрения иудаизма, символичен тот факт, что главный герой не переходит в следующий день, пока не сделает больше мицвы — добрых дел. Согласно Торе, исполнение мицвот восстанавливает гармонию нашего мира. Таким образом, на каждого иудея, и на Фила в особенности, возлагается глобальная ответственность за благополучие Вселен­ной.

 

Психоаналитическая теория

«День сурка» очень прямолинейно ложится в концепцию психоанализа. На ментальном уровне каждый человек склонен переживать некоторые паттерны своей жизни вновь и вновь, анализируя свое поведение в поисках правильной модели. Если говорить о фундаментальных положениях учения Фрейда, то Фил переживает собственный сеанс психотерапии, где исследует основные мотивы своего поведения в прошлом.

«День сурка» — это история самопознания, самосовершенствования и в конечном счете самопреображения. Трансформация Фила как личности происходит не на внешнем, а на внутреннем уровне, поскольку он не в состоянии изменить свой социальный статус, так же, как и не может изменить себя физически.

Закольцованность Фила в одном дне — метафора «самоисполняющегося пророчества». Что бы ни случилось в прошлом у Фила, эти события сделали его асоциальным и грубым. Фактически, главный герой в ловушке нарциссического защитного механизма. В психотерапии часто говорят о «самоисполняющемся пророчестве» как о проблеме неправильно выстроенной модели поведения. Проще говоря, если вы боитесь, что не понравитесь людям, вы включаете режим «засранца», защищая свое достоинство от уязвимости. И, вуаля! Вы действительно не нравитесь людям, потому что никто не любит засранцев.

Между строк «Дня сурка» буддисты считывают основные положения дхармы — универсального закона бытия.

Можно обратиться к Юнгианской теории (почему бы и нет). В фильме сурок должен увидеть свою тень. В аналитической теории Юнга Тень — это один из архетипов личности. Под тенью подразумевается комплекс личностных характеристик, подавляемых человеком.

Неспроста главного героя зовут так же, как и сурка из Панксатони. Филу предстоит так же, как и сурку выбраться из зоны комфорта и увидеть собственную тень, то есть, свою доброту и щедрость. Оба Фила — ленивые животные, которых надо заставить это сделать силой. В случае с сурком все просто — зверек явно не разделяет человеческие суеверия (сурок-метеоролог, seriously?!).

А вот другой Фил находится в состоянии отрицания собственной Тени. По Юнгу, понимание и включение в сознание собственных «теневых качеств» очень важно для полноценности личности. Психотерапией Фила становится закольцованное 2-е февраля.

002

Философская теория

Конечно же, заходя на территорию философии, нельзя не вспомнить о громко кричащем в «Дне сурка» концепте вечного возвращения Ницше из «Так говорил Заратустра». В понимании Ницше «Вечное возвращение», как высшая форма утверждения жизни, было мучительным и вместе с тем просветляющим осознанием бытия. Ницше утверждал, что все происходящее — повторение уже случившегося, и в дальнейшем будет повторяться вновь.

Тут для умности стоит привести его цитату и тут же ее объяснить. «Закон сохранения энергии требует вечного возвращения». Ницше рассматривает мир как определенное и конечное количество энергии, распределенной между носителями. Комбинации и возможности распределения энергии многочисленны, но не бесконечны. А поскольку само время бесконечно, то все возможные развития и комбинации событий в этом мире уже случились, а теперь просто повторяются. В даном случае Фил ближе всех остальных к ницшеанскому понятию Сверхчеловека, потому как может осознать освобождающую идею зацикленности жизни.

 

Поп-культурный феномен

О «Дне сурка» уже впору говорить как о феномене популярной культуры. До выхода фильма День сурка был исключительно американо-канадским праздником, с зимними ярмарками и концертами местных коллективов баянистов. Традиция перекладывать ответственность за погоду на невинных зверей уходит корнями еще в Древний Рим, однако там метеорологами были ежи. Эмигрировав на новый материк, жители Западной Европы прихватили с собой эту традицию, но предугадывать погоду стал сурок. Что ж, возможно они просто не нашли ежа.

Самый первый и самый главный официальный сурок-метеоролог живет как раз таки в Панксатони, штат Пенсильвания. Вот уже более ста двадцати лет люди следят за прогнозами местного сурка Фила (по видимому, все сурки в Панксатони обречены носить это имя).

Помимо того, что День сурка теперь отмечают буквально всюду, где водятся сурки (в Украине в том числе), само выражение стало нарицательным именно благодаря фильму — теперь у нас есть конкретное название для рутины и монотонности будней. Из этого вытекает неизбежная эксплуатация «Дня сурка» в сотне тысяч селф-хелп книг — «The Wisdom of Groundhog Day: How to improve your life one day at a time», «The Magic of Groundhog Day: Transform Your Life Day by Day» и прочие гайды по выживанию в этом суровом мире.

«День сурка» как метафора активно используется в политическом контексте и армейском сленге. В первом случае к персоне Дональда Трампа такие выражения применялись не раз, апеллируя к его склонности часто повторять одни и те же реплики. В случае с армейским лексиконом «День сурка» все также используется для обозначения монотонности расписанной по минутам армейской жизни. А в Оксфордском учебнике по военной психологии даже есть статья «Скука: День Сурка как метафора Ирака».

В случае с армейским лексиконом «День сурка» все также используется для обозначения монотонности расписанной по минутам армейской жизни.

Кино-гики не раз пытались подсчитать, сколько времени провел Фил в Дне сурка. Режиссер Харольд Рэмис и сценарист Дэни Рубин говорили о том, что по первичному замыслу была цифра в 10 000 лет. К счастью, финальная версия фильма не тянет на такой огромный срок, иначе с ума сошли бы мы все вместе с Филом. Если ограничиться исключительно экранным временем, то в итоге выйдет 34-42 дня на повторе. Однако, умные люди у которых много свободного времени (и никакой личной жизни, наверное) насчитали 12 295 дней, то есть 34 года — именно столько бы потребовалось герою, чтобы стать экспертом в игре на пианино, высечке скульптур, врачебной практике и бесспорно полезному умению метать игральные карты в шляпу (по словам Фила, он учился шесть месяцев).

Тем не менее, сценарий фильма стал настоящим учебником для начинающих кинематографистов. В профессиональной среде киношников есть такой термин «Groundhog Day» Loop, как один из методов построения сюжета. За 20 с лишним лет его успели использовать десятки раз, выходя далеко за рамки исключительно комедии. Методом «Groundhog Day» Loop в большей или меньшей степени сняты: «Исходный код», «Грань будущего», «Беги, Лола, Беги», «Бойфренд из будущего», «Дони Дарко», «Осторожно, двери закрываются», «12 обезьян» и т.д.

003

Эпилог

«День сурка» бросает тень (как иронично) на интровертный тип личности. Если оценивать картину как пособие, то напрашивается вывод — успешным и счастливым способен стать только искренний экстраверт — человек, открытый к любым новым контактам, энергичный лидер, которого не должна смущать новая обстановка и незнакомые люди. В начале фильма Фил демонстрирует доминирующую интровертную позицию, даже несмотря на то, что он явный холерик. Главный герой предпочитает принимать ванну в одиночку у себя в номере, нежели спуститься на ужин с коллегами. Спасением Фила от вечного Дня сурка оказывается его психологическое изменение в сторону экстравертной модели поведения. А значит, мы, интроверты, — обречены. Cheers!

Сегодня 2-е февраля — День Сурка, а значит, проведите этот день незабываемо, кто знает, ведь он может повториться (на самом деле нет). Цепляться за даты не в нашем стиле, однако «День сурка» Харольда Рэмиса — культовый во всех смыслах фильм. Фильм, перезапустивший карьеру Билла Мюррея, фильм, создавший новую концепцию комедии, фильм, подаривший нам бессмертную метафору рутины, и, как оказалось, фильм, поднявший бесчисленное количество философских, религиозных и психологических дилемм.

По такому поводу мы решили разобраться в феномене «Дня сурка». Но для начала — короткий синопсис для тех, кто последние 20 лет жил «в пещере»:

«День сурка» рассказывает историю журналиста местного телеканала Фила Коннорса, который приезжает в городок Панксатони, штат Пенсильвания, на местный фестиваль ко Дню сурка. Считается, что в этот день нужно наблюдать за сурком, вылезающим из своей норы: если зверек видит свою тень — зима будет длиться еще шесть недель. Абсолютно обычный день для Фила, однако, не заканчивается, потому что на утро герой вновь просыпается 2-го февраля в День Сурка. Так он обнаруживает, что попал во временную петлю.

small_1

 

Разбирая фильм

«День сурка» — один из тех случаев, когда интерпретация фильма уходит далеко за рамки авторского замысла и функционирует без участия своих творцов. Частично из-за того, что «День сурка» показал новую концептуальную основу для комедии через закольцованный сюжет и намеренное замалчивание причины, по которой главный герой вынужден переживать один и тот же день снова. В определенный момент фильм становится настоящим сюрреалистическим видением, открывая десятки новых способов трактовать его идею.

Еще на этапе разработки сценария у режиссера Харольда Рэмиса была мысль показать, как Фила проклинает бывшая подружка, после чего тот попадает во временную петлю. Давайте согласимся — хорошо, что этого не произошло. В дальнейшем «объяснимая магия» окажется сомнительным киноприемом, который в целом очень приближает комедию к фарсу.

Вспомните, как герой Мэла Гибсона в «Чего хотят женщины» начинает слышать мысли женщин после того, как упал с включенным феном в наполненную водой ванну. О да, разряд тока творит чудеса в мире кино. Еще один пример: герой Джека Блэка в комедии «Любовь зла», который вдруг начинает видеть внутреннюю красоту женщин вместо физической, а все благодаря сеансу гипноза у психотерапевта. Бедная психотерапия уже не первый десяток лет страдает от ее издевательского изображения в кино. Даже такая милая комедия как «Большой» с Томом Хэнксом могла бы стать легендарной, будь сценаристы посмелее, выбрав не объяснять, почему маленький Джошуа из 12-летнего превратился в 30-летнего (подсказка — осторожно загадывайте желания возле пророческих игровых автоматов).

001

Религиозная теория

«День сурка» вызвал оживленные дискуссии в контексте разных религиозных учений. Парадоксально то, что аллюзии на священные тексты здесь нашли и католики, и иудеи, и даже буддисты.

С последними наглядней всего резонирует идея перерождения Фила. Между строк «Дня сурка» буддисты считывают основные положения дхармы — универсального закона бытия. И день, в котором застрял Фил, ничто иное как сансара — повторение индивидуального жизненного цикла со всеми его страданиями. В данном случае Фил олицетворяет бодхисатву — существо отказавшееся выходить из сансары, пока человечество не будет спасено. Фил-бодхисатва достигает просветления Будды только после того, как помогает буквально каждому жителю Панксатони в мелких ежедневных делах огромное количество раз.

Не менее интересное положение «Дня сурка» в риторике католиков. Забудьте о сансаре, потому что Панксатони — это Чистилище. Согласно католической доктрине, Чистилище – место, где умершему грешнику предстоит очищение от совершенных при жизни грехов на пути в Рай. Самовлюбленный, надменный и эгоцентричный Фил явно демонстрирует все задатки для того, чтобы пройти пару тройку кругов Чистилища. Проживание одного дня становится тем самым движением по кругу, в котором главному герою предстоит преображение (все еще интересней, чем концовка «Lost», am I right, or am I right?).

«День сурка» — один из тех случаев, когда интерпретация фильма уходит далеко за рамки авторского замысла и функционирует без участия своих творцов.

Пытаясь покончить с временной петлей, Фил не раз безуспешно совершал самоубийство. Его бессмертие в данном случае говорит лишь об одном — парень уже мертв. Интересным персонажем здесь выступает его продюсер Рита (Энди МакДауэл). Именно Рита помогает Филу нащупать правильный путь в бесконечном круге испытаний. Завоевав сердце Риты, Фил «переходит» в 3-е февраля. Рита становится проводником, личным Вергилием для главного героя (кивок в сторону Данте).

С точки зрения иудаизма, символичен тот факт, что главный герой не переходит в следующий день, пока не сделает больше мицвы — добрых дел. Согласно Торе, исполнение мицвот восстанавливает гармонию нашего мира. Таким образом, на каждого иудея, и на Фила в особенности, возлагается глобальная ответственность за благополучие Вселен­ной.

 

Психоаналитическая теория

«День сурка» очень прямолинейно ложится в концепцию психоанализа. На ментальном уровне каждый человек склонен переживать некоторые паттерны своей жизни вновь и вновь, анализируя свое поведение в поисках правильной модели. Если говорить о фундаментальных положениях учения Фрейда, то Фил переживает собственный сеанс психотерапии, где исследует основные мотивы своего поведения в прошлом.

«День сурка» — это история самопознания, самосовершенствования и в конечном счете самопреображения. Трансформация Фила как личности происходит не на внешнем, а на внутреннем уровне, поскольку он не в состоянии изменить свой социальный статус, так же, как и не может изменить себя физически.

Закольцованность Фила в одном дне — метафора «самоисполняющегося пророчества». Что бы ни случилось в прошлом у Фила, эти события сделали его асоциальным и грубым. Фактически, главный герой в ловушке нарциссического защитного механизма. В психотерапии часто говорят о «самоисполняющемся пророчестве» как о проблеме неправильно выстроенной модели поведения. Проще говоря, если вы боитесь, что не понравитесь людям, вы включаете режим «засранца», защищая свое достоинство от уязвимости. И, вуаля! Вы действительно не нравитесь людям, потому что никто не любит засранцев.

Между строк «Дня сурка» буддисты считывают основные положения дхармы — универсального закона бытия.

Можно обратиться к Юнгианской теории (почему бы и нет). В фильме сурок должен увидеть свою тень. В аналитической теории Юнга Тень — это один из архетипов личности. Под тенью подразумевается комплекс личностных характеристик, подавляемых человеком.

Неспроста главного героя зовут так же, как и сурка из Панксатони. Филу предстоит так же, как и сурку выбраться из зоны комфорта и увидеть собственную тень, то есть, свою доброту и щедрость. Оба Фила — ленивые животные, которых надо заставить это сделать силой. В случае с сурком все просто — зверек явно не разделяет человеческие суеверия (сурок-метеоролог, seriously?!).

А вот другой Фил находится в состоянии отрицания собственной Тени. По Юнгу, понимание и включение в сознание собственных «теневых качеств» очень важно для полноценности личности. Психотерапией Фила становится закольцованное 2-е февраля.

002

Философская теория

Конечно же, заходя на территорию философии, нельзя не вспомнить о громко кричащем в «Дне сурка» концепте вечного возвращения Ницше из «Так говорил Заратустра». В понимании Ницше «Вечное возвращение», как высшая форма утверждения жизни, было мучительным и вместе с тем просветляющим осознанием бытия. Ницше утверждал, что все происходящее — повторение уже случившегося, и в дальнейшем будет повторяться вновь.

Тут для умности стоит привести его цитату и тут же ее объяснить. «Закон сохранения энергии требует вечного возвращения». Ницше рассматривает мир как определенное и конечное количество энергии, распределенной между носителями. Комбинации и возможности распределения энергии многочисленны, но не бесконечны. А поскольку само время бесконечно, то все возможные развития и комбинации событий в этом мире уже случились, а теперь просто повторяются. В даном случае Фил ближе всех остальных к ницшеанскому понятию Сверхчеловека, потому как может осознать освобождающую идею зацикленности жизни.

 

Поп-культурный феномен

О «Дне сурка» уже впору говорить как о феномене популярной культуры. До выхода фильма День сурка был исключительно американо-канадским праздником, с зимними ярмарками и концертами местных коллективов баянистов. Традиция перекладывать ответственность за погоду на невинных зверей уходит корнями еще в Древний Рим, однако там метеорологами были ежи. Эмигрировав на новый материк, жители Западной Европы прихватили с собой эту традицию, но предугадывать погоду стал сурок. Что ж, возможно они просто не нашли ежа.

Самый первый и самый главный официальный сурок-метеоролог живет как раз таки в Панксатони, штат Пенсильвания. Вот уже более ста двадцати лет люди следят за прогнозами местного сурка Фила (по видимому, все сурки в Панксатони обречены носить это имя).

Помимо того, что День сурка теперь отмечают буквально всюду, где водятся сурки (в Украине в том числе), само выражение стало нарицательным именно благодаря фильму — теперь у нас есть конкретное название для рутины и монотонности будней. Из этого вытекает неизбежная эксплуатация «Дня сурка» в сотне тысяч селф-хелп книг — «The Wisdom of Groundhog Day: How to improve your life one day at a time», «The Magic of Groundhog Day: Transform Your Life Day by Day» и прочие гайды по выживанию в этом суровом мире.

«День сурка» как метафора активно используется в политическом контексте и армейском сленге. В первом случае к персоне Дональда Трампа такие выражения применялись не раз, апеллируя к его склонности часто повторять одни и те же реплики. В случае с армейским лексиконом «День сурка» все также используется для обозначения монотонности расписанной по минутам армейской жизни. А в Оксфордском учебнике по военной психологии даже есть статья «Скука: День Сурка как метафора Ирака».

В случае с армейским лексиконом «День сурка» все также используется для обозначения монотонности расписанной по минутам армейской жизни.

Кино-гики не раз пытались подсчитать, сколько времени провел Фил в Дне сурка. Режиссер Харольд Рэмис и сценарист Дэни Рубин говорили о том, что по первичному замыслу была цифра в 10 000 лет. К счастью, финальная версия фильма не тянет на такой огромный срок, иначе с ума сошли бы мы все вместе с Филом. Если ограничиться исключительно экранным временем, то в итоге выйдет 34-42 дня на повторе. Однако, умные люди у которых много свободного времени (и никакой личной жизни, наверное) насчитали 12 295 дней, то есть 34 года — именно столько бы потребовалось герою, чтобы стать экспертом в игре на пианино, высечке скульптур, врачебной практике и бесспорно полезному умению метать игральные карты в шляпу (по словам Фила, он учился шесть месяцев).

Тем не менее, сценарий фильма стал настоящим учебником для начинающих кинематографистов. В профессиональной среде киношников есть такой термин «Groundhog Day» Loop, как один из методов построения сюжета. За 20 с лишним лет его успели использовать десятки раз, выходя далеко за рамки исключительно комедии. Методом «Groundhog Day» Loop в большей или меньшей степени сняты: «Исходный код», «Грань будущего», «Беги, Лола, Беги», «Бойфренд из будущего», «Дони Дарко», «Осторожно, двери закрываются», «12 обезьян» и т.д.

003

Эпилог

«День сурка» бросает тень (как иронично) на интровертный тип личности. Если оценивать картину как пособие, то напрашивается вывод — успешным и счастливым способен стать только искренний экстраверт — человек, открытый к любым новым контактам, энергичный лидер, которого не должна смущать новая обстановка и незнакомые люди. В начале фильма Фил демонстрирует доминирующую интровертную позицию, даже несмотря на то, что он явный холерик. Главный герой предпочитает принимать ванну в одиночку у себя в номере, нежели спуститься на ужин с коллегами. Спасением Фила от вечного Дня сурка оказывается его психологическое изменение в сторону экстравертной модели поведения. А значит, мы, интроверты, — обречены. Cheers!

  • Nastasia

    я долистала до конца. я бодхисатва?

  • Andrew Gluhovsky

    Отличная статья!