Поделиться:, , Vk.com

Posted in:

Н4след1е

Третий эпизод «Мистера Робота» многим показался слишком прямолинейным и совсем выпадающим из общей концепции. Почему Сэм Эсмейл решил рассказать историю пропажи Тайрелла Уэллика именно сейчас? Повествовательный стиль серии хорошо вписывается в концепцию второго сезона, зато в третьем такой эпизод некоторые критики назвали даже необязательным.

Однако новая серия «Мистера Робота» оказывается очень полезна если учесть, что после многосюжетного второго сезона, в новых эпизодах шоураннер понемногу возвращается к фигуре Эллиота. Теперь Эсмейл уже не заглядывает в его мысли и воспоминания как нарратора, а скорее использует второстепенных персонажей как марионеток, чтобы устроить ретроспективу известных нам событий, связанных с главным героем, или как в случае с третьей серией — событий, которые Мистер Робот скрыл от Эллиота и «вымышленного друга» — зрителя.

Изоляция Тайрелла

Тайрелл Уэллик — один из самых загадочных персонажей сериала. На протяжении первого сезона Уэллик был стереотипным антагонистом, у которого всегда есть план действий. Но как только нестабильность и отчаянье Тайрелла проявили себя в финале сезона, стало ясно, что персонажа необходимо развивать и рушить привычное амплуа представителя корпоративного зла. Поскольку Тайрелла не было видно практически весь второй сезон, Эсмейл принимает верное решение — выделить персонажу целый эпизод, флешбэк из прошлого.

Казалось бы, со злодеем случается то, чего он заслуживает. Череда событий играет не в пользу Уэллика: незапланированное убийство Шеннон Скотт (жены его конкурента), слова Джоанны о том, что она не примет его в семью пока тот не исправит ситуацию, а тут еще и позорное увольнение из E Corp. В банальном кино герой бы уже упал на колени проклиная своих врагов. Однако Тайрелл отправляется прямиком к Эллиоту, видя в оппоненте единственный шанс попасть в спасательную шлюпку с утопающего корабля.

Здесь-то перед зрителем и раскрываются детали событий в зале с аркадами, которые Эллиот не мог вспомнить в финале первого сезона. На арену вступает Ирвинг — фиксер Темной Армии. Хронологически, именно эта сцена считается его первым появлением в «Мистере Роботе».

Оказывается, глобальная хакерская группировка контролировала действия f-society и теперь, когда стало известно о сотрудничестве Гидеона (начальника Эллиота) с ФБР, имя Тайрелла всплыло в ходе хакерской атаки 5/9 (взлом системы безопасности банков и уничтожение всех существующих долговых историй клиентов).

Тем не менее на фоне такого сюжетного развития значительно интереснее наблюдать за постепенным раскрытием загадочной персоны Тайрелла. Это удивительный пример перфекциониста-социопата. Уэллик явно одержим Эллиотом и никогда его не предаст, но на самих f-society ему плевать. Для не выстрелившего пистолета у него есть свое объяснение, связанное с богоизбранностью. При этом мучительная фиксация «сделать как надо» и вернуться в семью + педантичное отношение к своему костюму рисует его каким-то совершенно «бейтмановским» типом из «Американского психопата» (вспомните сцену из первого сезона, в которой Тайрелл платит бездомному чтобы тот позволил его избить). На психипотическую природу персонажа намекают даже начальные титры, плывущие вверх на фоне кадра с машиной на лесной дороге — явный оммаж начальной сцене «Сияния» Кубрика.

За время, которое зритель проводит в хижине с Тайреллом, нам раскроют важную сюжетную деталь — «Красная тележка» или Red Weelbarow — название которое для «Фазы 2» придумал сам Эллиот (точнее, Мистер Робот). О связи Красной тележки с сериалом мы уже говорили в рекапах ранее.

Загадочный мистер Уильямс, который появляется в хижине Тайрелла ночью для допроса — любопытный персонаж, о котором следует поговорить. Пышные подкрученные усы Уильямса напоминают о том самом монополисте из знаменитой настольной игры — вдохновителе маски f-society. К тому же Эсмейл утверждает, что персонаж является визуальной аллюзией на одиозного адвоката Дональда Трампа — Тая Кобба, который совсем недавно был назначен специальным советником в Белом Доме.

Допрос, который Уильямс устраивает Тайреллу — прямой референс на психологическую технику «одитинга», которая широко используется в саентологии. Человеку монотонно повторяют несколько одних и тех же вопросов, лишая его возможности давать осмысленный ответ и полагаясь на эмоциональную реакцию.

Таланты Ирвинга

Продавец подержанных автомобилей и фиксер Темной Армии Ирвинг — однозначно одно из лучших пополнений в касте «Мистера Робота». Его представление в пилотном эпизоде третьего сезона было впечатляющим, а новая серия продолжает раскрывать всю многогранность персонажа.

Для Тайрелла незнакомец выступает скорее как нянька. Между тем, будучи искусным манипулятором, Ирвинг — лучшее что случилось с нестабильным Уэлликом в конце первого сезона. Сцена его разговора о семье с Тайреллом и последующее раскрытие истинного лица Ирвинга-холостяка говорит лишь о том, что фиксер изучил психологию человека досконально и готов использовать такое умение не только в продаже старых автомобилей.

Пока Тайрелл сидит в лесной хижине, а Эллиот — в тюрьме (события второго сезона), Ирвинг успевает уладить дела с начальником ФБР Сантьяго, который, оказывается, работает на Темную Армию, провести полезную встречу с Леоном (друг и покровитель Эллиота в тюрьме), наладить сотрудничество с f-society через Циско, научить Уэллика рубить дрова, действительно продать парочку авто и даже написать несколько новых строк собственного романа Beach Towel в конце рабочего дня.

К слову, если поймать на стоп-кадре страницу будущей книги, то из нескольких абзацев будет ясно, что Ирвин скорее всего пишет детективную историю о человеке, попавшем не в то место и не в то время.

Об увлеченности Ирвинга детективными историями также говорит аудиокнига, которую персонаж слушает в третьем эпизоде. Это мистический рассказ Гора Вайдала «Death Likes It Hot». Кстати, в нуаре 1954 года местом убийства становится пляж. Так что название собственного романа Ирвинга Beach Towel — еще одна отсылка к любимой книге персонажа.

Карикатурность Белой Розы

Шоураннер «Мистера Робота» Сэм Эсмейл уже успел показать отличную работу с персонажами. То, каким образом на протяжении сериала раскрывается характер главы Темной Армии Белой Розы (или министра Ченга), тем не менее может оказаться хождением по краю для автора сериала.

В то время как персонаж Белой Розы прекрасен сам по себе, опасность такого героя состоит в том, что очень часто он рискует провалиться в гротеск и стать собственной пародией. Вспомните разговор Ченга с Филипом Прайсом в предыдущей серии («Не принимайте мою щедрость за великодушие»). Это прекрасный пример взвешенной работы с таким неоднозначным персонажем. Третий эпизод показал, что далеко не всегда Ченг внушает тревогу, иногда это банальное заигрывание с классическим образом «бондовского» злодея («Если дергать за правильные нити, марионетка будет плясать»)

Удивительно, как авторы сериала умудряются перевести антиутопичность «Мистера Робота» в площадь реализма, подводя историю к предвыборной кампании Дональда Трампа. Возможно ли, что президентство Трампа — это «Фаза 3»? Эсмейл выносит вердикт современным медиа, причем не центральным каналам, которые не скрывают свою приверженность определенным политическим партиям, а скорее независимым лидеров мнений на примере журналиста и телеведущего Фрэнка Коуди, чье шоу посещала Джоанна перед смертью. Шоураннер «Мистера Робота» не скрывает попытку убедить нас в иллюзорности свободы слова и независимой позиции.

Знания Анджелы

Эпизод заканчивается короткой сценой, где в то время как из Эллиота операционным путем извлекают пулю, Анджела пытается объяснить Тайреллу психическое расстройство лидера f-society. Ранее в первой серии третьего сезона Анджела обращается к Мистеру Роботу: «Я уже говорила, что не буду с тобой такой откровенной, как с Эллиотом».

Кажется, Сэм Эсмейл пытается намекнуть, на то, что Анджела достаточно давно знает о раздвоении личности Эллиота. Это можно объяснить еще и тем фактом, что Алдерсон всегда помнил Анджелу, в то время как стер из памяти сестру Дарлин (о том, что они родственники зритель узнает только в конце первого сезона). Возможно ли, что Эллиот избавился от воспоминаний о своем альтер-эго так же, как о сестре? В таком случае, как давно Мистер Робот стал частью Эллиота на самом деле?