За что хвалят и ругают хоррор «Мама!» Даррена Аронофски

Постер фильма «Мама!»

После спорного блокбастера «Ной», Даррен Аронофски взялся за ужасы. Его новый хоррор «Мама!» посеял смятение среди западных критиков. Одни признали картину элегантной сатирой современного брака, гимном неизбежному развалу отношений и просто жутким зрелищем. Другие пожурили постановщика за создание «герметичного» произведения, ужасы которого не резонируют с аудиторией — а лишь заставляют наблюдать за диковинным кинематографическим эксгибиционизмом, скорее странным, чем страшным. Разбираемся, чем же запутала обозревателей самая загадочная картина этого года.

«Мама» рассказывает об умиротворенной жизни бездетной семейной пары. Не называя имен, Аронофски делает только краткие биографические зарисовки. Он – талантливый писатель, который пытается справиться с потерей вдохновения. А еще не признает технику, предпочитая письмо старомодной ручкой едва ли не по пергаменту. Она — его верная и молодая жена, которая активно приводит в порядок дом, пострадавший от пожара. Спокойствие нарушает вторжение подозрительных незнакомцев, местного врача (Эд Харрис) и его супруги (Мишель Пфайффер). Появление непрошенных гостей запускает для героев Дженнифер Лоуренс и Хавьера Бардема серию ужасающих испытаний.

Среди источников вдохновения Аронофски кинокритик The Guardian Питер Брэдшоу назвал «Ребенка Розмари» Полански и «Ангела-истребителя» Бунюэля, также заподозрив постановщика в отсылках к «Антихристу» Фон Триера. Главная же похвала досталась Дженнифер Лоуренс, которая стала центральным действующим лицом — актриса практически не исчезает из кадра, чаруя зрителей красотой.

Как хоррор это потрясающе, как комедия — притягательно и весело, как машина по выбиванию испуга — удивительная находка.

Обозреватель The Hollywood Reporter Тодд МакКарти отметил разнообразие интерпретаций финального акта. Дом, превратившийся благодаря множеству странных гостей в вакханалию, это и страшный кошмар матери, и символ необузданного эго её творца-мужа.

mother_1

При этом в укор фильму он поставил непроработанный сценарий с «зияющими дырами»: в нем без объяснений исчезают персонажи и активно используется «дешевая» драматургия. Например, вокруг, как по мановению волшебной палочки, отсутствуют телефоны и автомобили, а испуганная женщина со странной решительностью продолжает то, что и так зашло слишком далеко.

Это сказка, которая подобно множеству схожих жанровых экскурсий, затягивает своей интригующей центральной драмой, а потом выталкивает обратно предсказуемыми сюжетными поворотами.

Журналист IndieWire Бен Кролл практически не нашел у фильма недостатков, похвалив Аронофски за грамотную работу с персонажами. К примеру, в титрах героиня Лоуренс значится как «мама», а персонаж Бардема — «Он». И даже использование заглавной буквы имеет реальное сюжетное основание.

mother_2

Наконец, несмотря на обилие смысловых прочтений, фильм не лишился статуса добротного хоррора. Используя исключительно камерный сеттинг, Аронофски не сделал единственным источником страха клаустрофобию. Созданный им дом — буквально живое существо с бьющимся сердцем.

«Мама!» начинается медленным жаром и превращается в пылающее пламя. Вдохновляясь религиозными и современными политическими образами, аллюзивный фильм Даррена Аронофски можно читать по-разному, но он все равно работает как прямолинейная картина.

Одним из самых жестких критиков фильма оказался обозреватель Variety Оуэн Глейберман. По его словам, кроме попыток выбить из зрителей побольше испуга, картине больше нечего предложить. Глейберман почти не сомневается в коммерческом успехе «Мамы!» и даже пророчит ленте статус «сенсации», учитывая неуверенную конкуренцию со стороны нескладно сделанных ужастиков.

mother_3

Но «Мама!», в отличие от «Реквиема по мечте» или «Рестлера», это не лента про человеческий мир, а лишь описание его эрзаца. Страх фильма не входит в подлинный резонанс со зрителями, а постановщик просто обезопасил себя разнообразием интерпретаций.

«Мама!» это ночной кошмар, сыгранный как галлюцинация. А та, в свою очередь, сыгранна как абсурдная видеоигра, которая с каждым уровнем просто усиливает развращенную интенсивность.

Проверить справедливость этих выпадов в адрес Даррена Аронофски можно будет уже совсем скоро. «Мама!» стартует в украинском прокате с 14 сентября.

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: