Поделиться:, , Vk.com

Posted in:

Ничтожный переполох в маленьком квартале

Видите фильм Александра Пэйна? А он есть. Наверное.

Когда режиссер и сценарист фильма «Уменьшение» Александр Пэйн садился за скрипт, он, вероятно, вдохновлялся фразой «рассмотреть ситуацию под микроскопом». И действительно, во многих жизненных обстоятельствах попытка изучить проблему на микроуровне помогает найти решение. Пэйн, большой любитель социальной сатиры и критики общественного устройства, пошел на радикальные действия — уменьшил Мэтта Дэймона.

Фильм рассказывает про обыкновенного парня Пола Сафранека. Он работает терапевтом на мясокомбинате, заботится о своей жене, погряз в рутине и пытается насобирать денег на переезд в большой дом. Но, к счастью, наука придумала способ уменьшать людей, пытаясь бороться с перенаселением. Минусы — ты становишся 12 сантиметров высотой. Плюсы — благодаря сокращению потребностей даже малообеспеченные люди могут почувствовать себя богачами. Так что семья Сафранеков решает «ужаться в размерах».

Практически всю первую треть фильма Александр Пэйн неспеша рассказывает зрителям историю технологии. Мы видим как появилась процедура, зачем она была придумана, как именно людей уменьшают и ради чего они это делают. Вниманию режиссера к деталям могут позавидовать многие писатели научной фантастики. Постановщик объясняет правила игры своей вселенной, попутно закидывая крючки проблематики: перенаселение планеты, социальное неравенство, двойное использование технологий, негативные последствия общества потребления и т.д. Несмотря на излишне амбициозное количество тематик, идея с уменьшением кажется интересным ходом, который позволит показать общество под другим углом и решить проблемы экологического и экономического характера. Да и что может случится плохого, если технологию рекламируют Нил Патрик Харрис и Лора Дерн?

Абсолютная флегматичность и беспомощность главного героя становится черной дырой, куда вот-вот затянет других по-настоящему ярких персонажей, для которых Пэйн поскупился на экранное время.

Но как только Мэтта Дэймона уменьшают, фильм начинает штормить. Главного героя бросает жена, которая в последний момент отказывается от процедуры. Александр Пэйн, верный своему персонажу, тут же забывает о грандиозных планах критики современного мира и окунает зрителей в жизнь брошенного парня Пола, которого после такой травмы накрывает кризис среднего возраста. С этого момента забудьте обо всем, что было написано выше — режиссера больше интересует грустный быт одинокого мужчины.

Вторая треть фильма начисто игнорирует первую — теперь это инди-драма о человеке, потерявшем цель в жизни. К огромному сожалению зрителя, Пол Сафранек также по пути потерял всю харизму, характер, мотивацию и вообще желание быть человеком. Ужавшись в размерах, герой Дэймона превращается в серое ничто (его одежда — прямое тому подтверждение), плывущее по течению жизни. Это лишь подчеркивают второстепенные персонажи, возникающие на его пути. Обаятельный Душан Миркович в исполнении Кристофа Вальца успевает отвечать за юмор в картине и тянет на себе все сцены, где только появляется (при том, что остается типичным героем Вальца). Вьетнамская беженка, которую сыграла Хонг Чау, раздражает своей ворчливостью. Тот факт, что она гоняет бедного Сафранека и в хвост и в гриву, только сильнее унижает его перед зрителями. Даже самодовольный капитан Йорис Конрад (Удо Кир) запоминается больше, чем постоянно маячащий на экране Дэймон.

Downsizing / Оригинальное название

135 мин / ХРОНОМЕТРАЖ
1 февраля 2018 / ПРЕМЬЕРА

фантастика, комедия, драма / ЖАНР

РЕЖИССЕР:
Александр Пэйн

СЦЕНАРИЙ:
Александр Пэйн
Джим Тейлор

В РОЛЯХ:
Мэтт Дэймон
Кристоф Вальц
Хонг Чау
Кристен Уиг
Рольф Лассгорд
Ингьерд Эгеберг
Удо Кир
Джейсон Судейкис

ПРОКАТЧИК:
B&H Film Disrtibution

Под конец «Уменьшение» скатывается в сектантское видео, забыв о двух предыдущих часах повествования. Катарсис главного героя превращается в пшик, словно ироническое напоминание, о том что он слишком мал для зрителей нормального размера.

Абсолютная флегматичность и беспомощность главного героя становится черной дырой, куда вот-вот затянет других по-настоящему ярких персонажей, для которых Пэйн поскупился на экранное время. Кажется, что постановщик просто ошибся с центральным персонажем. Приключения Душана и Нго Лан Тран, о которых вспоминают компаньоны протагониста, намного интереснее и глубже, чем вся история «Уменьшения». Как только у режиссера все же начинает вырисовываться скучная, но понятная сюжетная арка «унылого парня, который волочится за миром», в игру вступает третий акт фильма.

Да, он полностью игнорирует все, что происходило до этого. Картина, которая завязывалась как сатирический sci-fi, а продолжалась в духе грустного инди-кино, внезапно превращается в историю о конце света. Идея уменьшения, уместная в первой части и абсолютно проигнорированная во второй, начинает играть против сценария. Несмотря на все рассказы о ближущемся апокалипсисе, поверить героям невозможно. Наверное потому, что происходящее вокруг нисколько не отвечает словам персонажей и кажется надуманной проблемой крошечных людей, боящихся нападения стайки воробушков. «Уменьшение» скатывается в сектантское видео, забыв о двух предыдущих часах повествования. Катарсис главного героя превращается в пшик, словно ироническое напоминание, о том что он слишком мал для зрителей нормального размера.

Финальные титры становятся приговором — лента так и не смогла определиться со своей темой, не сумела воспользоваться всеми преимуществами уменьшения и даже не убедила в том, что является полноценным фильмом. Если бы не история о том как Пэйн писал «Уменьшение» два с половиной года, можно было бы подумать, что режиссер работал без сценария и с постоянными приступами амнезии. Не лучшая характеристика, верно?

Финальная оценка

  • #ПодорвалисьНаВзлете
1 10