Поделиться:, , Vk.com

Posted in:

Эпизод пятый: «Кислород»

Когда научная фантастика проигрывает науке

В предыдущих четырех эпизода десятого сезона с амбивалентным чувством мы находил как слабые, так и силные стороны. Критиковать скромный сериал BBC за неспособность дотянуться до уровня какого-нибудь условного Кристофера Нолана было глупо. Но закрывать глаза на очевидные проколы, которые, казалось бы, в золотую эпоху ТВ уже давно научились не допускать, тоже не хотелось. И вот наконец перед нами первый эпизод в новом сезоне, где совсем не хочеться ставить огромное НО после нескольких похвальных ремарок.

Доктор, Билл и Нардол отправляются в далекое будущее на космическую станцию, пославшую в открытый космос сигнал бедствия. На станции добычи ископаемых Доктор обнаруживает команду из 40 человек, 36 из которых — ходячие зомби. Автоматизированные скафандры, способные работать на автопилоте, убивают людей, носят в себе тела мертвых и охотятся за оставшимися живыми. Шансы на выживание падают еще и потому, что воздух на станции лимитирован — кислород продается порционно и стал чуть ли не единственной важной валютой.

Очень надеемся, что шоураннер следующего сезона Крис Чибнелл присмотрится к сценаристу Джэми Матисону, написавшему «Кислород». Это уже четвертый опыт Матисона в команде «Доктора Кто», а предыдущие его работы не позволяют усомниться в таланте сценариста. На счету Матисона «Mummy On The Orient Express» (2014) — мэш-ап хоррора и детективной истории в духе Агаты Кристи, «Flatline» о том, как Клара берет на себя обязанности Доктора и «The Girl Who Died» (2015) в которой нам впервые представляют Эсхильду в исполнении Мэйси Уильямс.

Кадр сериала «Доктор Кто»

В новом эпизоде Матисон берет научную фантастика «Доктора Кто» и превращает ее в серьезное исследование остро-социальной темы с уклоном скорее в науку, чем фантастику. Все это в пределах мрачной антиутопии о власти корпораций и непобедимом капитализме. Таким «политическим» Доктор кажется не был со времен Седьмого Доктора. Тогда шоураннеры, в частности, ударились в сатиру на Маргарет Тетчер. В наши дни это мрачный и иронически взгляд на мир цифрового будущего, в котором власть захватил какой нибудь Microsoft Excel, а в выражении «человеческие ресурсы» забыли о человечности в пользу продуктивности этих самых ресурсов.

Где то между постоянной игрой слов «You’re fighting the suits» (слэнг для представителя корпораций и намек на смертоносные скафандры) и шутками о Твиттере и Фейсбуке, «Кислород» фокусирует свое внимание на исчерпаемости воздуха, которым мы дышим. В этом контексте работа со звуком в эпизоде проделана отлично, от первой сцены с дыханием в тишине космоса, до сцены в которой Билл без шлема медленно хватает воздух, попав за борт станции.

В данном контексте, не поверите, но многое роднит «Кислород» с тем же «Чужим». Реальными монстрами оказываются не космические зомби, а корпорации, которые дают своим работникам дышать исключительно за деньги. В «Чужом» таким невидимым антагонистом была корпорация «Weyland-Yutani», использовавшая подчиненных как расходный материал для охоты за идеальным оружием — ксеноморфами.

На этом похвала не заканчивается, так как наконец-то нам показали Нардола во всей красе. Его взаимодействие и с Доктором, и с Билл привносит много новой комедийной динамики, давно у Тайм Лорда не было такой назойливой няньки.

То, как срежиссирована сцена в которой Билл зовет маму, полагая что сейчас умрет, наталкивает на мысли, что эта сюжетная линия сыграет свою роль для финала сезона, и не менее важную, чем линия с хранилищем в университете.

Наконец слепота Доктора в конце эпизода — это мощный удар по классической схеме построения сюжета со «смертельной опасностью». Прием, в котором 40 минут нас запугивают возможной смертью героев, давно не работает, ведь это Доктор, он все исправит. Новая угроза не проходит для него бесследно, и это еще один повод поговорить о скорой регенерации Доктора. Ведь фанаты активно обсуждают вероятность того, что Доктор уже в процессе медленной регенерации. Слепота — очередной шаг в сторону к новому телу.

Следующий шестой эпизод обещает быть поворотным для десятого сезона. Во-первых, его написал сам Стивен Моффат. Во-вторых, нам покажут, кого заточили в хранилище. В-третьих, в тизере анонсировали возвращение Мисси (Мастер в женском обличии). Надеемся, в заложниках Доктора была не она, иначе это один из самых глупых спойлеров в истории человечества.

Кадр сериала «Доктор Кто»

Референсы и аллюзии:

— Открывается эпизод сценой в космосе, где звучат слова Доктора: «Космос — последний рубеж. Последний, потому что он хочет нас убить» (Space: the final frontier, final, because it wants to kill us). Конечно же это дань уважения «Стар Треку», где это выражение прозвучало впервые. Однако цитата также является отсылкой к временам Третьего Доктора, а именно к эпизоду «Frontier In Space»(1973), где Роджер Дельгадо в последний раз появляется в образе Мастера (самый знаменитый исполнитель этой роли).

— Нардол извлекает из ТАРДИС «жидкостное звено», чтобы она не взлетела. Что это такое нам так и не объясняют, однако вещь оказывается бесполезна, ТАРДИС летает и без нее. Впервые Доктор сам извлекает «жидкостное звено» из ТАРДИС в эпизоде «The Daleks» (1963), чтобы остаться на планете Скаро (юху, отсылка к Первому Доктору).

— Сигнал о бедствии в космосе Доктор называет не иначе как «моя музыкальная тема». На самом деле Доктор не часто принимает чужие сигналы SOS. Впервые к такому приему сценаристы обратились только во времена Четвертого Доктора в эпизоде «Planet Of Evil» (1975), когда Доктор и Сара Джейн отправились на зов жителей планеты Зета Майнор.

— Может да, а может и нет, но мы склонны думать, что постоянные крупные планы на круглых красных огоньках на скафандрах — это аллюзия на «2001 год: Космическая одиссея» Стэнли Кубрика, где как мы помним, искусственный интеллект также сыграл свою роль в судьбе космической экспедиции.

— В конце эпизода Доктор играет со своей любимой безделушкой — йо-йо. Свое мастерство с йо-йо Двенадцатый уже демонстрировал в «The Girl Who Died»(2015), а в эпизоде «Kill The Moon» (2014) он использовал его чтобы определить гравитацию. Любовь к йо-йо Двенадцатому, очевидно, передалась от Четвертого Доктора, который впервые достал игрушку в серии «The Ark In Space»(1975).

Вердикт: это, однозначно, самая мрачная и самая лучшая серия десятого сезона. Больше экранного времени для Нардола пошли эпизоду на пользу. Сценарий и режиссура качественно отличаются от предыдущих историй. Слепота Доктора разрушила порочный круг слабых финалов. Ждем продолжения!

Превью шестой серии: