Поделиться:, , Vk.com

Posted in:

Эпизод четвертый: «Тук-тук»

Когда за дело берется Доктор, потому что Эркюль Пуаро на стороне зла

Вы ведь еще не устали от sci-fi темы путешествий во времени Доктора и его спутников? Потому что на этот случай у Стивена Моффата есть еще один жанровый триггер. Речь, конечно же, о старом добром хорроре, с которым время от времени создатели «Doctor Who» забавляются еще со времен классического Доктора.

Спустя всего два эпизода после «Пилота», действие новой серии опять происходит в современном Лондоне. Билл и ее пятеро друзей ищут жилье, и феерически страдают от своего статуса «студентов-нищебродов». За имеющийся бюджет неожиданно находится прекрасный, хоть и довольно старый дом. Загадочный лендлорд в исполнении Дэвида Суше (тот самый Пуаро) предлагает подписать контракт и советует игнорировать тот факт, что буквально все в этом доме скрипит. Доктор предоставляет ТАРДИС в качестве транспортного средства для вещей Билл, но таинственный дом в этот раз заинтересует его больше всех возможных галактик.

Кадр сериала «Доктор Кто»

Перед нами классическая история «дома с призраками», вот только в «Докторе Кто» все не так просто, а значит одними привидениями дело не обойдется. Сценаристом эпизода выступил дебютант в «Докторе» Майк Бартлетт (не путайте с сериалом «Доктор Форстер», где он также числится сценаристом). То, по какой узнаваемой и ностальгической схеме выстроена серия, идет истории на пользу ровно так же, как и вредит.

С первых минут «Knock Knock» закидывает зрителя в атмосферу «Скуби-Ду» со своими легкими комедийными гэгами и налетом мистики. Глупость мультсериала прилагается. Громкие потусторонние звуки, пропадающие один за другим друзья и запрет хозяина дома ходить в башню (у этого дома есть, черт возьми, башня) тинейджеров не пугают, потому что они бедные миллениалы в поисках дешевой аренды.

Четвертый эпизод делает уверенный шаг в сторону современной готики. Под гром и молнию в особняке захлопываются двери, скрипят доски, а ветер разносит отдаленные крики о помощи. Главные герои в это время ведут себя так безмятежно, будто не знакомы с поп-культурными феноменами хорроров 20-го века. Идеальный расходный материал, как сказал бы главный антагонист эпизода.

Двенадцатый продолжает блистать: протестует против амплуа дедушки Билл («я не настолько старо выгляжу») и пытается закатить вечеринку со студентами. Билл, тем временем, делает то, что спутники Доктора обычно не делают — просит его по-хорошему уйти («это та часть моей жизни, в которой тебя не должно быть»).

Хвалить эту серию стоит хотя бы из-за отличного кастинг-решение в виде Дэвида Суше, такого хорошего злодея в «Докторе Кто» давно не было. Да и в целом его арка — сентиментальная версия Нормана Бейтса одержимого матерью — отлично вписывается в добродушный формат сериала. Ну а вторая часть эпизода, в которой нам раскрывают тайну дома, выглядит все так же интригующе: деревянная Элайза — персонаж откуда-то из фильмографии Гильермо Дель Торо, не иначе.

Но проблемы «Knock Knock» слишком очевидны чтобы их игнорировать. Совсем не хочется повторяться, но плохо прописанный финал — огромная проблема «Доктора Кто». Эпизоду с таким потенциалом очень тесно в хронометраже 45-ти минут, и ускоренная развязка эту гипотезу подтверждает.

Еще одна проблема «Доктора Кто» — его неспособность довести до конца классические тропы хоррора. В силу того, что перед нами семейно шоу, «Доктор Кто» смягчает эффект ужаса и оставляет легкое разочарование фанатам жанра. Напугайте уже нас, как в легендарном «The Empty Child» с «пустыми» людьми в противогазах, или «Blink» с первым появлением плачущих ангелов.

Зато закончился эпизод на высокой ноте. Доктор, оказывается, дружит с тем, кого заточил в хранилище университета. Этот кто-то даже неплохо играет на пианино и готов слушать рассказы Доктора о «доме с привидениями». Мы вновь ставим на Мастера, хотя для Моффата это слишком просто.

Кадр сериала «Доктор Кто»

Референсы и аллюзии:

— В четвертом эпизоде Билл впервые узнает, что Доктор — Тайм Лорд: «— А мантии и большие шляпы вы носите? — Чаще большие воротники». О своей расе Доктор впервые заговорил в серии «The War Games» (1969), не смотря на то, что ранее в эпизодах 1965-го «The Time Meddler» и «The Daleks’ Master Plan» Доктор уже встречал своего врага Тайм Лорда — Монаха (не спрашивайте). В эпизоде «The War Games» одежда Тайм Лордов была достаточно скромной. В серии «The Three Doctors» (1972) их наряды куда более красочные (к слову, эпизод вышел к 10-й годовщине сериала и знаменит появлением в кадре первых трех Докторов вместе). И только в «The Deadly Assassin» (1976) во времена Четвертого Доктора появляются те самые огромные воротники, которые дожили аж до времен Рассела Т. Дэвиса и Десятого Доктора.

— «Сон для слабаков», утверждает Доктор. Такую же фразу сказал Четвертый в серии «The Talons Of Weng-Chiang» (1977). «Разве что если мы регенерируем или слишком плотно пообедаем». Третий, Пятый, Седьмой, Восьмой, Десятый и Двенадцатый Доктора действительно впадали в глубокий сон после регенерации. К тому же в телефильме «The Day Of The Doctor» (2013) Доктор говорил о том, что ему часто снится Галлифрей.

— «Knock Knock» — не первый эпизод, в котором Доктор сталкивается с деревянными созданиями. В «The End Of The World» (2005) Девятый подружился с представителем расы высокоразвитых деревьев. В рождественском эпизоде «The Doctor, The Widow And The Wardrobe»(2011) Одиннадцатый встречает деревянных короля и королеву. И, конечно, все мы помним смертоносных деревянных кукол с огромными головами в «Night Terrors» (2011).

— Сюжетный поворот, в котором спутники не привязываются к Доктору и не клянчат взять их в еще одно путешествие — относительно свежий прием для сериала. Началось все с Эми и Рори в седьмом сезоне, когда постоянные спутники Одиннадцатого сами пожелали провести некоторое время без путешествий в телефонной будке. Клара, как известно, тоже не привязывалась к своему наставнику, работала в школе и даже завела бойфренда. Доктор — не центр вселенной, и это, как ни странно, правильно.

— В новом эпизоде Доктор предлагает свою помощь, аргументируя это тем, что он, собственно, доктор. Есть ли у него медицинское образование — вот в чем вопрос. И за 50 лет существования шоу нам так и не дали четкого ответа. Второй Доктор в «The Moonbase» (1967) утверждал, что получил медицинский диплом в Глазго в 1888 году. Третий Доктор заверял что он — «доктор буквально в любой области человеческой физиологии», тогда как Первый и Четвертый признавались, что ничего не смыслят в медицине. Похоже, правду мы так и не узнаем.

— Напоследок, у нас еще один референс о любимом музыканте Питера Капальди — Дэвиде Боуи. Разбирая старые вещи предыдущих жильцов в подвале, один из героев находит пластинку «Heroes» 1977-года. Да, Двенадцатый, мы тоже думаем, что это один из лучших альбомов Боуи.

Вердикт: нам все еще не достает Нардола и хороших финалов. Но десятый сезон прекрасен прежде всего персонажами. Это лучшие появления для Питера Капальди в роли Двенадцатого, и Билл все еще лидер в нашем топе лучших спутников Доктора.

Превью пятой серии: