Двенадцатый эпизод: «Падение Доктора»

Кадр сериала «Доктор Кто»

Двенадцатый эпизод десятого сезона «Доктора Кто», вне всяких сомнений, — финал целой эпохи блестящей работы Питера Капальди в роли Доктора и Стивена Моффата в кресле шоураннера и сценариста сериала. «Падение Доктора» в этом смысле выглядит как один из самых последовательных эпизодов сезона, где главным тезисом Моффат выбрал «время перемен», подводя к этому каждого из пяти героев (и кажется, что себя тоже).

Эпизод открывается кратким экскурсом в события, которые привели к тому, что Доктор оказался пленником сразу двух Мастеров. Войско Киберлюдей после манипуляций Доктора теперь начало охоту на Тайм Лордов, так что Мисси, Мастеру и Доктору приходится спасаться бегством на ферму, расположенную несколькими этажами выше на огромном космическом судне. Тем временем Билл — все еще Мондонианский Киберчеловек, правда в ней сохранилось людское сознание, и Доктор уверен, что сможет вернуть напарнице прежний облик.

«Падение Доктора» отлично работает в качестве самостоятельного эпизода, но если рассматривать его как итог всего сезона — сценарные промахи просто неизбежны. В основе сюжета космические колонии и война людей с инопланетными роботами, дополненная временным разрывом на разных частях корабля из-за близости к черной дыре. При этом в эпизоде прописано сразу несколько очень драматичных линий: от осознания своей кибер-сущности у Билл, до буквальной борьбы с собственным я у Мастера. Не говоря о центральной арке Доктора, который здесь оказывается человечней всех остальных в своих недостатках.

Кадр сериала «Доктор Кто»

Процесс создания Киберлюдей обеспечил предыдущему эпизоду нотки фэнтези-хоррора и, фактически, дал сюжетное ядро для того, чтобы вписать «Будь вечны наши жизни» в канон современного «Доктора Кто». В финале сезона Моффат явно почувствовал, что Киберлюдей стоит отодвинуть на второй план, но все же не удержался от зрелищных взрывов парочки роботов ближе к концу эпизода. Между тем, ни одно противостояние с Киберлюдьми не волнует здесь так, как необходимость столкнуться с грядущими переменам для главных героев.

Доктор в который раз подвел своего спутника (простите, но это так). И если вы думали, что Кларе не повезло, посмотрите на Билл в двенадцатой серии. Давно в «Докторе Кто» не было таких душераздирающих сюжетных поворотов. Несмотря на то, что драматическое развитие этой арки получило неожиданную и, в некотором смысле, простую развязку, хвалим Моффата за изобретательный ход вернуть антагониста из пилотной серии и закольцевать в настоящую love story.

Сюжетная линия с Мисси и Мастером — еще один показатель того, как удачно сработал сценарий в рамках эпизоды и как не дотягивает до хорошей кульминации в пределах целого сезона. Моффат неплохо раскрыл динамику между двумя антагонистами в лице разных инкарнаций Мастера. Столкновение нескольких Докторов мы уже видели, и такие встречи неизбежно заканчивались спорами Тайм Лорда с самим собой. Однако Мастер — алчный манипулятор, поэтому с новой версией себя он не только сотрудничает, но даже флиртует, и это странно on so many levels. При этом Джон Симм исполняет роль классического злобного Мастера, не желающего уступать Доктору ни в чем. Игра Мишель Гомес, тем временем, — изящный кивок в сторону первого Мастера в сериале — Роджера Дельгадо, который также проявлял к Доктору уважение.

Однако не забываем, что весь десятый сезон подводил нас к развязке тайны «Мастера в хранилище». Она как раз не сработала — процесс склонения Мисси на сторону добра показан бегло и только ближе к конце сезона. Да и вся арка кажется лишь инструментом, при помощи которого Мастера поместили в новые серии поближе к Доктору.

Питер Капальди здесь еще раз доказывает свой статус одного из лучших Докторов, которому за три сезона часто не везло со сценариями. С Двенадцатым больно расставаться еще и потому, что «Падение Доктора» — это прекрасная драматическая работа Капальди, который наделяет Доктора не только героическим пафосом насупленных бровей, но и человеческими сомнениями, страхом и отчаянием.

На протяжении всего сезона зрителям не раз дали понять, что регенерация Доктора уже началась, а сам Тайм Лорд осознает и принимает ее. Даже Нардол узнает о скорой смерти Доктора только в финальном эпизоде, когда Двенадцатый скажет, что с людьми должен остаться тот кто сильнее, а значит — его компаньон. Однако в финальных сценах Доктор отчаянно не желает регенерировать. Двенадцатый оказывается на неизвестной заснеженной планете и вместо нового Тринадцатого Моффат внезапно дает нам Первого. Такая встреча очень трепетна не только для зрителя, но и для Капальди — фаната сериала с шести лет.

Рождественский эпизод станет сентиментальным прощанием с Питером Капальди, которому предстоит одно последнее приключение с любимым героем из детства. Кажется, Моффат осуществил мечту самого преданного фаната «Доктора Кто».

Кадр сериала «Доктор Кто»

Референсы и аллюзии:

— Обращаясь к Мастеру, от Доктора звучит вопрос: «В нашу с тобой последнюю встречу ты направлялся на Галлифрей. Они вылечили твою болезнь и вышвырнули?» Это отсылка к эпизоду «The End Of Time» (2009) в котором выясняется, что барабанная дробь, которую с детства слышал в собственной голове Мастер (и которая вызывала его безумие жажду власти), была заложена Рассилоном — основателем цивилизации Тайм Лордов, чтобы таким образом всегда отследить Мастера.

— Стивен Моффат явно подкинул тему для споров, когда прописал для Доктора несколько реплик о том откуда происходят Киберлюди. Ранее мы уже рассказывали о планете Мондас и Земле. Далее звучит планета Телос, которая впервые появилась в эпизоде «Tomb Of The Cybermen» (1967). Правда почти через 20 лет в серии «Attack Of The Cybermen» (1985) Доктор выяснил, что Киберлюди всего лишь захватили Телос и сделали своей стратегической базой. Самой интригующей локацией остается Планета 14 из эпизода «The Invasion» (1968) где Киберлюди значительно проапгрейдили свою броню. Далее Моффат добавляет масла в огонь, ведь Доктор называет планету Маринус из эпизода «The Keys Of Marinus» (1964). Позже в серии комиксов по «Доктору Кто» выясняется, что Планета 14 это и есть Маринус, который позже был превращен в тот самый Мондас.

— Заточение Билл в теле Киберчеловека и то, как девушка не сразу приходит к осознанию этого — явная отсылка к серии «Asylum Of The Daleks» (2012), где Освин Освальд подобным образом была закрыта в теле далека.

— Перед первым этапом регенерации Доктор видит флэшбеки с прошлыми спутниками, которые произносят его имя. Это отсылка к похожей сцене регенерации Четвертого Доктора в эпизоде «Logopolis» (1981).

— В финальной серии Доктор цитирует сразу несколько своих предыдущих инкарнаций. Фраза «Сонтаранцы искажают ход человеческой истории!» впервые была сказана Четвертым Доктором. Во время регенерации Двенадцатый, так же как и Десятый, говорит «Я не хочу уходить». В то время как обрывки фразы «…когда Доктор был мной» принадлежат Одиннадцатому. В конце эпизода появляется Первый Доктор, который также цитирует Четвертого: «Вы, может быть, и доктор, но я — тот самый Доктор».

— К слову Первого Доктора здесь сыграл Дэвид Брэдли, который ранее уже играл Первого в полу-документальном фильме Марка Гэттиса «An Adventure In Space And Time», снятом к 50-й годовщине сериала. Это второй рекастинг на роль Первого Доктора после еще одного юбилейного эпизода «The Five Doctors» (1983), где Первого Доктора сыграл Ричард Хёрндолл. В оригинальном первом сезоне в 1960-х Доктора сыграл Уильям Хартнелл, который скончался в 1975 году.

Вердикт: В двенадцатом эпизоде Моффат подарил Капальди возможность показать весь свой драматический потенциал, к тому же оставил зрителей с мощным и трогательным клифхенгером, который будет мучать нас вплоть до рождественской серии. В целом, переоценить вклад Моффата в развитие вселенной «Доктора Кто» невозможно. У Криса Чибнелла, который возглавит сериал со следующего сезона, остается благодатная почва для взращивания новой мифологии, основанной на классической истории про старика в телефонной будке.

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: