Share, , Google Plus, Pinterest,

Posted in:

Да здравствует король!

Афрофутуристический манифест

Любимчик Сандэнса и режиссер расхваленной критиками ленты «Крид: Наследие Рокки» Райан Куглер добрался до мира Marvel и сразу взялся за главного темнокожего супергероя киновселенной. Больше того – нанял первую в истории студии женщину-оператора, заручился поддержкой Кендрика Ламара, а во время разработки сценария активно консультировался с Дональдом и Стивеном Гловерами. Уже после выхода первого трейлера, ловко смонтированного под трек политически активных рэпперов Run The Jewels, стало понятно – перед нами самый ожидаемый супергеройский фильм 2018 года. Вот только чем оказалась «Черная пантера» на самом деле? Эксплуатацией модной социально-политической повестки, развлекательной пустышкой или же искренним заявлением на важную тему?

Место действия – Ваканда, небольшая африканская страна, на территорию которой когда-то упал метеорит из редкого металла вибраниума. С тех пор технологии в стране развиваются невероятными темпами, но правители Ваканды намеренно держат достижения в тайне, чтобы избежать нападения со стороны алчных европейцев. После смерти отца, принц Т’Чалла (Чедвик Боузман) занимает престол, а заодно получает в наследие костюм и звание Черной пантеры – полумифологического защитника Ваканды. Начало его правления не из спокойных – давний недруг Клоу (Энди Серкис) грозится раскрыть миру тайну технологически продвинутой страны. С появлением загадочного наемника Килмонгера (Майкл Б. Джордан) проблемы только увеличиваются, ведь чужак претендует на вакандийский трон. К счастью, Т’Чалла не один: его поддерживает мудрая королева-мать (Анжела Бассет), строптивая младшая сестра-изобретательница (Летиша Райт) и несколько растерянный агент ЦРУ Эверетт Росс (Мартин Фриман).

Как было понятно еще по первым трейлерам, действие почти всей ленты разворачивается вне рамок привычного для киновселенной Marvel американского сеттинга. В центре внимания Куглера глубоко спрятанная в африканских джунглях Ваканда, ее обычаи, умопомрачительная природа и невероятные технологии. Визуально «Черная пантера» – яркий представитель афрофутуризма, художественного направления, возникшего еще в 1950-х. В то время как основная масса научной фантастики писалась белыми мужчинами и о белых мужчинах, темнокожие приверженцы афрофутуризма фантазировали о гипотетическом будущем, в котором Африка была бы экономически процветающей, политически влиятельной и технологически продвинутой.

Ваканда – мечтательный ответ на эскапистский вопрос «а что, если бы европейцы в свое время не смогли разграбить хоть одну из стран третьего мира?».

К сожалению, самоирония плохо сочетается с пиететом. Фокусируясь на величии вакандийской культуры и на ее ритуальности, Куглер почти не оставляет места для шуток. Особенно это бросается в глаза в сравнении с недавним «Тором» Тайки Вайтити, где каждый диалог был напичкан панчлайнами. В «Черной пантере» же шутят преимущественно подростки и злодеи. И, конечно, случайно попавший совсем не в свою тарелку стереотипный белый агент ЦРУ. Впрочем, вполне вероятно, что в гипотетических сиквелах сценаристы позволят себе немного сбавить градус серьезности. Еще одно возможное объяснение излишнего пафоса диалогов – то, что часть юмора теряется при дубляже специфической речи персонажей-африканцев.

Одно из главных достоинств «Черной пантеры» – блестяще прописанный злодей, который местами вызывает даже слишком много симпатии. Образ Килмонгера (Майкл Б. Джордан) – внимательная деконструкция идеала афроамериканской маскулинности, сформированного в результате длительного исторического угнетения и стереотипизации. Контраст между выросшим в гетто Эриком и гордым принцем Ваканды – показательная иллюстрация того, как социальные условия влияют на мировоззрение человека. Когда Эрик требует использовать ресурсы Ваканды, чтобы помочь «братьям» по всему миру истребить белокожих угнетателей, это звучит чудовищно, но подобные сантименты регулярно звучат и в популярных рэп-песнях.

Black Panther / Оригинальное название

143 мин / ХРОНОМЕТРАЖ
15 февраля 2017 / ПРЕМЬЕРА

биография, драма / ЖАНР

РЕЖИССЕР:
Райан Куглер

СЦЕНАРИЙ:
Джо Роберт Коул
Райан Куглер

В РОЛЯХ:
Чедвик Боузман
Майкл Б. Джордан
Люпита Нионго
Данай Гурира
Мартин Фримен
Дэниел Калуя
Анджела Бассетт
Форест Уитакер
Энди Серкис

ПРОКАТЧИК:
B&H film distribution

Противоставление персонажей заметно даже внешне: у Т’Чаллы костюм пантеры, коренного африканского животного, а у Килмонгера – обитающего в Америке ягуара.

Еще одно меткое попадание – выбор актеров на главные роли. Чедвик Боузмен, конечно, не искрится лукавой самоиронией, так что на темнокожего Старка или Старлорда надеяться не стоит. Но ведь главные черты Т’Чаллы в комиксах – доброта, гордость, умение сочувствовать окружающим, и как раз это мы и получаем на экране. Можно было бы раскритиковать Мартина Фримана за то, что он в очередной раз играет себя, но тут, похоже, нет вины актера. Персонаж Эверетта Росса даже в комиксах очень похож на условного Ватсона или Бильбо. Агент ЦРУ – сборный образ белых людей, вынужденных сталкиваться с непонятной новой культурой. Неудивительно, ведь прототипом героя изначально был Чендлер Бинг.

Одним из аспектов фильма, вызывающим чуть ли не наибольший ажиотаж, был, пожалуй, спродюсированный Кендриком Ламаром саундтрек. К сожалению, его использование оказалось одной из главных недоработок ленты. Действительно яркие хип-хоп треки звучат лишь изредка, а остальное время занимают стандартные торжественные фанфары и напряженные скрипки. Порой чувствуется попытка вплетать в обыкновенный супергеройский саундтрек намеки на племенные барабаны и ритуальную африканскую музыку, но все это звучит крайне неубедительно, будто композитор использовал стоковые звуковые дорожки. Экшн-сцены, которые в трейлерах сопровождались пульсирующим битом и начиткой знаменитого манифеста The revolution will not be televised, в результате выглядят довольно вяло. Не лучшая демонстрация того, как музыка меняет восприятие визуальной составляющей, но очень наглядная.

Несмотря на все недостатки, «Черная пантера» – один из самых важных фильмов в истории киновселенной Marvel и шаг в верном направлении.

Супергерои существуют затем, чтобы учить нас лучшему и вдохновлять своим примером. Лента Куглера наглядно показывает, что герои бывают разными, а американская культура – не единственная, вызывающая восхищение. Если на секунду отбросить социальный посыл, то остается и другой важный момент. В отличие от своих конкурентов, Marvel не пытаются упрямо гнуть одну линию, подгоняя вселенную под одно виденье, а расширяют свой мир, создавая разные фильмы для зрителей с разными вкусами. Хотите приключений в космосе? Есть. Хотите подростковую комедию о школьниках? Тоже есть. Хотите насладиться зачаровывающей экзотической культурой и поразмышлять о политике? Обязательно идите на «Черную пантеру».

Ratings in depth

  • #НеЗряЖдали
8.2 10