Поделиться:, , Vk.com

Posted in:

Каннский кинофестиваль 2018: разбор программы

Новички против звезд фестиваля, а Netflix против Тьерри Фремо

12 апреля директор Каннского кинофестиваля Тьерри Фремо огласил программу киносмотра, которая даже сумела удивить публику. Многих постоянных участников фестиваля здесь не оказалось, зато в основной конкурс пробилось несколько неожиданных имен и парочка скандальных режиссеров. Вне конкурса нас ждет премьера сольного фильма о Хане Соло, восьмичасовая документальная лента китайца Ванг Бинга, коллаборация Апичатпонга Вирасетакуна сразу с тремя коллегами-режиссерами и никаких сериалов (а ведь в прошлом году здесь показали «Твин Пикс»!).

Кадр из фильма «Три лица» Джафара Панахи
Кадр из фильма «Лето» Кирилла Серебренникова
Кадр из фильма «Пепел — чистый белый» Цзя Чжанкэ

Звезды лайн-апа

Основной конкурс ,как правило, состоит из 20 фильмов, однако сейчас объявлено только 17. Это обычная практика для Каннского киносмотра, который придерживает некоторых конкурсантов для отдельного анонса. Из имеющихся звезд программы очень любопытно выглядит тройку режиссеров вне закона: Джафара Панахи, Кирилл Серебренников и Цзя Чжанкэ.

Джафар Панахи, будучи культовой фигурой европейского кинематографа еще до знаменитого ареста властями в 2010-м году, сейчас настоящий герой и диссидент в фестивальных кругах. Пребывая под домашним арестом с запретом снимать кино в ближайшие 20 лет, политзаключенный умудрялся передавать на крупные киносмотры три втайне снятые ленты. «Это не фильм» (2011) получил специальный показ на Каннском кинофестивале, «Закрытый занавес» (2013) наградили «Серебряным медведем» Берлинале, а «Такси» (2015) взял на том же фестивале «Золотого медведя». В этот раз Панахи возвращается в Канны, только вряд ли буквально — его паспорт все еще у властей. Пока что неизвестно, о чем фильм «Три лица», но это одна из самых ожидаемых премьер конкурса.

Ситуация с Кириллом Серебренниковым похожая — режиссер под домашним арестом после обвинений в мошенничестве и вряд ли сможет побывать на фестивале, несмотря на то, что его байопик о Викторе Цое «Лето» отобран в основной конкурс. Как назло, вчера появилась новость о том, что следствие будет просить продлить срок ареста Серебренникова еще на три месяца, то есть до 19 июля. Тем временем его попадание в основной конкурс вполне закономерно после успеха «Ученика» в параллельной секции «Особый взгляд». По подобному пути когда прошел Рубен Эстлунд, который взял «Золотую пальмовую ветвь» за «Квадрат» в прошлом году.

Тьерри Фремо между тем озвучил официальное приглашение приехать на фестиваль для обоих режиссеров.

Лидер современного независимого кино Китая Цзя Чжанкэ хоть и не является политзаключенным, однако некоторые его фильмы до сих пор запрещены на родине и не выходили в прокат. Это не помешало режиссеру взять награды Канн («Прикосновение греха»), Венецианского фестиваля («Бесполезная», «Натюрморт») и Берлинале («Вор-карманник»). В этом году режиссер представит в Каннах драму «Пепел — чистейший белый».

Какой Каннский кинофестиваль не обходится без Жана-Люка Годара. В прошлом году его персона витала над фестивалем в виде байопика «Грозный», снятого Мишелем Хазанавичусом. В этом — режиссер сам поучаствует в основном конкурсе Канн. Его новую ленту «Книга образов» уже успели назвать «видеоэссе» и «археологической раскопкой». Этот фильм Годар монтировал два года. Возможно, нас ждет новый эксперимент от провокатора Новой Волны. Режиссер участвует в основном конкурсе уже в седьмой раз, а на его счету, кстати, нет «Пальмовой Ветви», только приз жюри за «Прощай, речь 3D» (2014).

Дважды обладатель главного приза Канн («Гоморра» и «Реальность») итальянец Маттео Гарроне ожидаемо возвращается на фестиваль. Теперь режиссер представит урбанистический вестерн о мести «Догмэн». В конкурсе есть еще одна итальянка, покорившая жюри Канн. Талантливая Аличе Рорвахер представляла тут семейную историю «Чудеса» в 2014 году, а теперь вернется с фильмом о путешествиях во времени «Счастливый лазарь».

Вслед за ними предсказуемо видеть в лайн-апе культового иранца Асгара Фархади — двукратного обладателя «Оскара» («Развод Надера и Симин» и «Коммивояжер»). Семейная драма с Пенелопой Крус и Хавьером Бардемом «Все знают» — его испаноязычный дебют, к тому же — фильм, открывающий Канны в этом году. На французском фестиваль возвращается Спайк Ли. В последний раз американец был здесь аж в 1991 с мелодрамой «Лихорадка джунглей». Как и раньше, расовый вопрос остается ключевым для фильмографии режиссера, так что в этот раз Ли представит фильм «BlackkKlansman» об афроамериканском копе из Колорадо, который становится кротом в местной ячейке «Ку-Клукс-Клана».

Дорогу новичкам

Итоги основного конкурса в этом году обещают быть непредсказуемыми, в частности из-за того, что в состязание попали режиссеры, ранее никогда не претендовавшие на «Золотую пальмовую ветвь». Так, казалось бы, знаменитость в фестивальных кругах поляк Павел Павликовски впервые привезет в Канны свой фильм. «Холодная война» расскажет историю любви, которая разворачивается в послевоенной Польше и Югославии, а также Париже и Берлине. Между прочим, у режиссера «Оскар» за черно-белую драму «Ида», а также призы Европейской Киноакадемии и BAFTA. Иронично, потому что именно «Иду» в 2014 году Тьерри Фремо не взял в основной конкурс.

Француженка Ева Хассон привезет свою вторую режиссерскую пробу, с которой тут же попала в основной конкурс — драму «Девушки солнца». Это история о главе женского боевого подразделения в Курдистане. Героиня попадает в плен, после чего становится героиней репортажа французской журналистки. Главные роли исполнили Голшифте Фарахани («Патерсон») и Эммануэль Берко («Мой король»).

Дэвид Роберт Митчелл в 2014 году поставил Канны на уши, показав здесь в «Неделе критики» нетипичный хоррор «It Follows». Через 4 года он готов представит новый фильм, теперь уже в основном конкурсе. «Под Сильвер-лэйк» рассказывает историю парня (Эндрю Гарфилд), который отправляется в психоделический трип по Лос-Анджелесу, чтобы найти таинственную девушку (Райли Кио).

Нашлось место и для абсолютного дебюта в Каннах. Японец Рюсуке Хамагучи с драмой «Асако I и II» впервые приедет на фестиваль. Киноманы могут знать его разве что по драме 2015 года «Счастливый час», которая взяла награду в Локарно. Египетский кинематографист Эй. Б. Шоуки вообще представит свой полнометражный дебют — ленту «Yomeddine». К этому фильму точно будет приковано внимание, далеко не каждая первая картина режиссера попадает сразу в основной конкурс. Среди последних самых громких — «Сын Саула» Ласло Немеша, взявший гран-при жюри в 2015.

Кадр из фильма «Холодная война» Павла Павликовского
Кадр из фильма «Девушки солнца» Евы Хассон
Ларс фон Триер хвастается футболкой
Кадр из фильма «High Life» Клер Дени
Кадр из фильма «Закат» Ласло Немеша

В поисках наших любимцев

Прогнозировать лайн-ап Канн — любимое занятие фестивальных киноманов. В этом году здесь ждали ключевых игроков крупных киносмотров. Многих программа не устраивает именно из-за того, что сюда не попали культовые режиссеры, привыкшие представлять свое кино на Каннском кинофестивале. И поскольку фильмы еще будут добавляться, мы ждем хотя бы одного из режиссеров, перечисленных ниже.

У Ларса фон Триера сложные отношения с Каннами после бана за антисемитские высказывания в 2011 году. Однако Тьерри Фремо уже намекнул, что Триер, возможно, представит здесь свой фильм про серийного убийцу «Дом, который построил Джек». По слухам, оргкомитет фестиваля спорил вплоть до дня оглашения программы, так и не приняв решение вовремя.

Все очень ждали в лайн-апе Клер Дени, тем более что она в Каннах желанный гость. Режиссерка уже закончила космическую драму «High Life» с Робертом Паттинсоном и Жюльет Бинош, но даты релиза у фильма до сих пор нет. Много слухов циркулирует вокруг новой ленты Терренса Маллика «Radegund» — самого эпичного, что снимал режиссер, по мнению приближенных к съемкам. Вполне возможно, что военная драма попадет в Канны в последний момент. «Древо жизни» Малик подавал на киносмотр после всех возможных дедлайнов, но режиссера простили, а закончилось все «Пальмовой ветвью».

Было бы логично увидеть в основном конкурсе Ласло Немеша («Сын Саула), ведь имя режиссера миру открыл именно Каннский кинофестиваль. Автор закончил картину «Закат» о молодой сироте в период Первой мировой войны в Будапеште. Героиня узнает о существовании брата и отправляется его искать. Еще абсурдней выглядит отсутствие в лайн-апе призера Канн Жака Одиара. Мы то считали, что после «Золотой пальмовой ветви» за «Дипан», показать фильм где-нибудь еще, скорее всего, будет оскорблением. Видимо, вестерн «Братья Систерс» с Хоакином Фениксом и Джейк Джилленхолом придется подождать.

То, что в программе нет Терри Гиллиама — печальное подтверждение судебного разбирательства с бывшим продюсером «Человека, который убил Дон Кихота» Паоло Бранко. По словам режиссера, продюсер не выполнил свою часть контракта о финансировании, а теперь заявляет о правах на фильм. Гиллиам доказывает в суде, что подписанный контракт недействителен, а значит презентация ленты с Адамом Драйвером в Каннах откладывается.

Мы очень надеялись, что Сергей Лозница успеет подать новый фильм «Донбасс», но съемки закончились только в прошлом месяце и сейчас картина на пост-продакшне. «Донбасс» состоит из серии эпизодов, где реальные истории, имевшие место на оккупированных территориях, будут воспроизведены в игровом кино. Что ж, тогда ждем фильм в Венеции.

Итальянец Паоло Соррентино тоже мог засветиться в лайн-апе. Соррентино закончил свой монументальный четырехчасовой байопик про Сильвио Берлускони под названием «Loro». Режиссеру пришлось разделить картину на две части, а первая уже получила дату релизу в Италии в конце апреля. Соррентино не единожды был в Каннах, у него даже есть Гран-при жюри за «Изумительного» (2008). Удивительно, что Соррентино до сих пор нет в программе. Но ситуация еще может измениться.

Никакого Netflix

И все-таки, главная новость, связанная с Каннским кинофестивалем в этом году — Netflix, принявший решение отозвать из программы грядущего фестиваля пять своих картин. Связано это с запретом от Тьерри Фремо, который перекрывает фильмам стриминга дорогу в основной конкурс.

По правилам фестиваля, ленты-конкурсанты обязаны выйти во французский прокат сразу после показа в Каннах. Но Netflix на такую сделку не согласен, поскольку является единоличным правообладателем на весь свой оригинальный контент. Это автоматически сводит на нет любой кинотеатрельный релиз за исключением короткого проката, необходимого для квалификации на «Оскар». И пока дирекция фестиваля предложила стримингу возможность показать отобранные фильмы вне конкурса, Netflix решили вовсе покинуть фестиваль. Вот что сказал глава контентного отдела платформы Тод Сарандос:

«Мы хотим, чтобы наши фильмы были на равных с любыми другими режиссерами. Есть определенный риск, что к нашим картинам и кинематографистам могут отнестись неуважительно на фестивале. Они задали тон. Я не думаю, что посещение Канн — это хорошая идея для нас».

При этом неясно, кто в этой ситуации пострадал больше. Netflix потеряли немного фестивального престижа, который им так необходим. Режиссеры, снимающие для стриминга, теперь лишены возможности представить свои работы на одной из немногих фестивальных площадок, где у авторского кино есть шанс найти широкую аудиторию.

Каннский киносмотр тем временем потерял действительно важные и престижные фильмы. Оскароносный Альфонсо Куарон собирался дебютировать в Каннах именно в этом году. У режиссера готов фильм «Рим» — история о семье, живущей в Мехико в 70-х. Пол Гринграсс как раз закончил драму «Норвегия» про Андерса Брейвика и тоже собирался впервые посетить Канны.

Наконец, именно на французском фестивале должны были показать последний незавершенный фильм Орсона Уэллса «Обратная сторона ветра», над которым он работал с 1970 по 1976-й года, а потом еще монтировал, переснимал и дописывал до своей смерти в 1985-м, оставив 45-минутную рабочую версию.

Кадр из фильма «Обратная сторона ветра»

Картина фактически является «фильмом в фильме» и рассказывала о режиссере, который борется с крупной киностудией за съемку своей ленты. Главные роли исполнили Джон Хьюстон, Питер Богданович, Пол Стюарт и Деннис Хоппер. Год назад Netflix приобрел права на мировой прокат незавершенного фильма Уэллса, а также профинансировал невыполненную работу над картиной.

Тьерри Фремо все еще надеется уладить конфликт и зовет Netflix посетить фестиваль. Тем временем такому раскладу наверняка обрадуются в Венеции, где давно пытаются отвоевать себе эксклюзивность ранга Канн и наладить отношения с большими американскими студиями. Вполне возможно, что перечисленные выше фильмы от Netflix появятся именно на Венецианском фестивале.

Каннский кинофестиваль стартует 8 мая и продлиться до 19 мая. Напомним, что жюри основного конкурса возглавит Кейт Бланшетт, а секцию «Особый взгляд» — Бенисио дель Торо.