Поделиться:, , Vk.com

Posted in:

Феномен «Джона Уика» и при чем здесь ультранасилие

На этой неделе в прокате стартовал «Джон Уик 2» — продолжение боевика, вернувшего Киану Ривза в жанр экшн-фильма. Во многом «Джон Уик» запомнился не только зрелищным ультранасилием, но и способностью доставать из пыльного прошлого приемы боевиков категории Б, не выглядя при этом смешно.

Казалось бы, использованный в «Джоне Уике» прием «оправданного насилия» уже давно вывернут наизнанку и переосмыслен такими авторами, как Мартин Скорсезе, Николас Виндинг Рефн или Дэвид Кроненберг. Что в таком случае делает «Джона Уика» примечательным на фоне других работ в ограниченном жанре «боевик»?

Во-первых, картина совершенно точно дает ощущение своей собственной проработанной вселенной, а значит — своей собственной мифологии. Любой боевик в своем прямолинейном месседже опирается на узнаваемые образы повседневной жизни. Главный герой носит привычную белую футболку, он может устроить перестрелку в типичной закусочной или слушать в машине любимый хит Тома Джонса. Такие мелкие детали, не требующие объяснения, делают сеттинг фильма объемным и достоверным.

Вселенная Джона Уика проработана на том самом уровне мелких деталей, однако они создают атмосферу нео-нуара, условной вселенной, где Нью-Йорк превращен в мифическое пространство. Здесь заправляют мужчины и женщины, способные нажимать на спусковой крючок без реальных последствий. Сюжет фильма предельно прост, но «Джон Уик» наращивает на свой скелет новую мифологию с таинственным отелем киллеров, загадочными золотыми монетами и кодексом убийц, суть которых передается зрителю через обрывки фраз.

Динамика до­стигается благодаря действию, а не бы­строй смены планов, как это зачастую бывает в фильмах этого жанра.

Одной из причин успеха «Джона Уика» называют сознательную установку на ультранасилие. Раньше, чтобы привлечь побольше аудитории и оправдать свой рейтинг PG-13, крутые парни оглушали противника нажатием на сонную артерию. Джон Уик не тратит силы зря и палит в негодяев в упор. Количество застреленных в голову здесь зашкаливает. Тем не менее, назвать Уика ленивым киллером никак не выходит. Фильм, поставленный парой ветеранов каскадерской профессии Чадом Стахелски и Дэвидом Лейтчем, переполнен крутыми экшен­-сценами. Броски и удары чередуются с выстрелами, и все на общих планах, чтобы раскрыть талант Киану Ривза, как настоящего мастера «gun-fu» (боевое искусство с использованием стрелкового оружия).

Динамика до­стигается благодаря действию, а не бы­строй смены планов, как это зачастую бывает в фильмах этого жанра. В «Джоне Уике» практически нет трясущейся камеры, которая обычно добавляет боевикам адреналина. Таким образом — это невероятно профессиональное кино в пределах экшн.

В некотором смысле Джона Уика как киллера и как отчаявшегося человека, потерявшего все, пьянит вкус крови. А любовь зрителя к изобретательному насилию, во-первых, приравнивает его к герою фильма, во-вторых, заставляет создателей постоянно повышать планку зрелищности, как следствие постоянного развития жанра.

Многим покажется, что Джон Уик — это всего лишь «шутер от третьего лица», за которым интересно следить только для того, чтобы посчитать количество жертв. К слову, это уже успели сделать, на счету у Джона Уика 88 жертв, а соотношение убийств и хронометража равно приблизительно одному телу в минуту. Впрочем это не делает фильм лидером среди «убийственного кино».

В некотором смысле Джона Уика как киллера и как отчаявшегося человека, потерявшего все, пьянит вкус крови.

Примечательно, что ультранасилие — это вовсе не о количестве трупов в фильме, а скорее о гипертрофированной эстетизации убийства и нанесения тяжких телесных повреждений. Вот вам наглядный пример того, как «body count», то есть количество убитых, не имеет ничего общего с ультранасилием. Британский сервис Go Compare, которые позволяет сравнить финансовые показатели, составил рейтинг картин с самым большим количеством экранных смертей (Альдераан не подойдет). В первую тройку вошли фильмы с рейтингом PG-13 — развлекательные «Стражи галактики» (2014) , пытающийся быть серьезным «Дракула» (2014) и очень политизированная «Цена страха» (2002). Самое интересное, что «Джон Уик» на 390 позиции. Туше.

Самые смертоносные фильмы в истории (по версии Go Compare)

001

083871 жертва

1. Стражи Галактики (2014)

02798 жертв

4. Властелин колец: Возвращение Короля (2003)

01647 жертв

7. Матрица: Революция (2003)

05687 жертв

2. Дракула (2014)

02234 жертвы

5. 300 спартанцев: Расцвет империи (2014)

01417 жертв

8. Хоббит: Битва пяти воинств (2014)

02922 жертвы

3. Цена страха (2002)

01741 жертва

6. Властелин колец: Две крепости (2002)

01297 жертв

9. Храброе сердце (1995)

  • mangalor

    Все хорошо, вот только в режиссерском кресле остался Стахелски в одиночестве. Понимаю, что мелочь, но наверное такие вещи не мешало бы проверять перед написанием рецензии.. Хотя, возможно я придираюсь..

    • Саша Кондес

      А разве это рецензия?

    • Дмитрий Недобой

      Больше всего люблю читателей, готовых пнуть, не разобравшись изначально в теме материала — это не рецензия, это текст о «Джоне Уике» в целом. Рецензия будет завтра.

      • Sergey Surepin

        Дмитрий.

      • mangalor

        Дмитрий, замечание, конечно, дельное. Однако логика текста, тогда — немного нарушена. И если читатель не разобрался — то возможно это из-за некорректности подачи материала? Я всегда был убежден, что конструктивная критика — это во благо. Но если это вопрос сугубо «холивара» — то я, пожалуй — принесу извинения и абстрагируюсь от дальнейшей дискуссии. Хорошего дня.

        • Дмитрий Недобой

          Извиняюсь, если ответ был резким, но с логикой там все в полном порядке. Весь материал посвящен Джону Уику как явлению, и описываются особенности первого фильма. Конкретно этот абзац начинается со слов «Одной из причин успеха «Джона Уика» называют сознательную установку на ультранасилие». Тут же описание первого фильма, так что все корректно.