Share, , Google Plus, Pinterest,

Posted in:

Анатомия кино: из чего состоит фильм-ограбление

Когда без обмана и харизмы не обойтись

Роуд-муви, эксплотейшн, вестерны, катастрофы, готика — затеряться в описании картины сейчас проще, чем в темном лесу. Редакция Vertigo решила «осветить прожекторами»  эту запутанную сторону кинематографа и научить зрителей легко отличать слэшеры от джалло, а истерны от вестернов. В честь выхода «Восьми подруг Оушена» начнем мы с фильмов-ограблений.

Немного истории

Американский кинематограф всегда любил преступников, особенно во время Великой депрессии. Тогда неуловимый вор, облаченный в стильный костюм и с автоматом Томпсона, превратился в новую версию Робин Гуда и не мудрено, что на фоне народной любви сюжеты о благородных подлецах все чаще появлялись на большом экране. В начале 30-х их стало так много, что пуританская верхушка США ввела систему цензуры в виде «Кодекс Хейса», целью которого была борьба с идеями «подрывающие нравственные устои зрителей». Несмотря на его «неофициальность», с момента презентации в 1934-м, любой фильм, снятый с нарушениями документа, не мог попасть в широкий прокат.

Изменения начались в конце 50-х, когда большие студии начали потихоньку отказываться от устаревших положений. Прошедшие войну граждане уже не хотели смотреть «стерильные» картины, поэтому на большой экран вернулись темные цвета, преступления, жестокость и обман.

Во многом фильмы-ограбления обязаны своим появлением нуарам, завоевавшим аудиторию в 40-50-х годах. Именно благодаря им криминальные оборудки вернулись на большой экран, но долгое время были только фоном для основных событий картины.

Во многом фильмы-ограбления обязаны своим появлением нуарам, завоевавшим аудиторию в 40-50-х годах. Именно благодаря им криминальные оборудки вернулись на большой экран, но долгое время были только фоном для основных событий картины. Одним из первых, кто сделал ограбление центральным элементом сюжета, стали Джулз Дассен («Мужские разборки») и Стэнли Кубрик («Убийство»). А потом пришла пора «11 друзей Оушена». Картина Льюиса Майлстоуна с Фрэнком Синатрой в главной роли задала новые стандарты для жанра и начала настоящий бум на heist movie. Ленты приобрели комедийный оттенок и многие характерные черты: демонстрация процесса сбора группы и планирования, закрученный сюжет, оставляющий зрителя в дураках, и зачастую счастливый финал.

Пиком популярности стал 1973 год, когда картина «Афера» с Робертом Редфордом и Полом Ньюманом в главных ролях получила семь «Оскаров». Несмотря на признание, интерес к фильмам-ограблениям начал падать и возродился только в начале 2000-х, после ремейка «11 друзей Оушена». Работа Содерберга стал настоящим эталоном жанра и спровоцировал волну интереса к подзабытому архетипу. «Ограбление по-итальянски», «Начало», «Форсаж 5» — Голливуд опять вспомнил о благородных мерзавцах и пока не собирается их забывать.

Главные черты фильма-ограбления

 

В центре сюжета стоит ограбление

Именно этот троп отличает фильм от многочисленных криминальных картин, где грабеж присутствует, но вокруг не строится повествование (например, «Миссия невыполнима»). При этом ограбление можно трактовать довольно широко — от тайной кражи с желанием обогатиться до хитроумной комбинации с целью разорить главного антагониста. Порой режиссеры попросту выворачивают «стержень» наизнанку. Например, в картине Кристофера Нолана «Начало» персонажи внедряют мысль вместо кражи. При этом суть задания — проникнуть в защищенное место и повзаимодействовать с содержимым, остается неизменной.

Ограбление совершается группой лиц

Количество людей не особо важно, их умения тоже не всегда так детально расписаны и разведены, как в содерберговских «друзьях Оушена». Главное — чтобы ограбление осуществлялось именно группой компаньонов. К тому же, иногда на отдельных членах команды сценаристы не акцентируются (такой подход можно встретить в «Афере»).

Подготовка — обязательный атрибут

Для создания саспенса никак не обойтись без процесса подготовки. Он приоткрывает перед зрителями план преступников и обычно демонстрирует слабые места, которые не всегда замечают сами грабители. Кроме того, динамика между персонажами, которая формируется во время планирования, добавляет фильму глубины. Стоит уточнить, что набор команды не всегда является обязательным атрибутом жанра. Иногда у героя уже могут быть соратники («Ограбление по-итальянски»), также группа может быть собрана без акцента на процессе («Афера»).

Ложный твист

Чтобы зритель не скучал перед экраном, ожидая успешного налета, фильмы-ограбления обычно занимаются обманом. Это может быть как мелкий твист, так и ложный поворот сюжета, настоящая причина которого становится понятна только в финале. Лучшим примером такой подставы являются «12 друзей Оушена». В большинстве случаев «проблемы» в ограблении режиссеры используют для увеличения интриги и адреналина происходящего, а также, чтобы показать неординарную смекалку главных героев.

Яркие примеры фильмов-ограблений

 

Трилогия Дэнни Оушена

Режиссер: Стивен Содерберг

Картины Содерберга формируют идеальный heist movies. Режиссер возводит в абсолют все черты, тропы и обязательные атрибуты жанра — от сбора команды, до ложных сюжетных твистов. Кроме того, важным элементом трилогии является развитие динамики отношений между персонажами, особенно это касается троицы героев Джорджа Клуни, Брэда Питта и Мэтта Дэймона.

Афера / The Sting

Режиссер: Джордж Рой Хилл

10 номинаций на «Оскар» и 7 побед — в свое время «Афера» совершила маленькую революцию в кинематографе. Несмотря на общепринятую комедийность жанра фильмов-ограблений, в сражении за статуэтку киноакадемии картина обошла в списке лучших фильмов «Американское граффити» и «Экзорциста», а Джордж Рой Хилл опередил в номинации Джорджа Лукаса, Ингмара Бергмана, Уильяма Фридкина и Бернардо Бертолуччи. Фильм состоит из пяти актов и значительно усложняет общепринятую канву «планирования ограбления». Тут и психологические игры, и двойная игра, и даже убийства. Ну и куда без привычного уже обмана зрителей.

Форсаж 5 / Fast Five

Режиссер: Джастин Лин

Знаем, детище Вина Дизеля здесь смотрится странно, но «Форсаж 5» — прекрасный пример адаптации жанра под нужды франшизы. Легкая и динамичная структура легко вписывается в любой приключенческий фильм или боевик (именно поэтому элементы фильма-ограбления можно встретить во многих экшнах). История о том, как семейка Торетто грабит полицейское управление — отличная демонстрация линейного heist movie. Никаких заумных ходов или игр с повествованием. Сбор команды — планирование — подготовка — похищение — успех.

Начало / Inception

Режиссер: Кристофер Нолан

Если «Форсаж» — самый незамысловатый пример использования жанра, то картина Кристофера Нолана его антипод. При этом режиссер не обманывает зрителя, а пытается держать его в неведении. Постоянная смена плана и импровизация по ходу создают очередной слой лабиринта снов, в который погружается публика. Кроме того, Нолан виртуозно обращается с драмой главного героя — отношения Кобба с женой подаются сквозь призму самого «внедрения».