Поделиться:, , Vk.com

Posted in:

Каннский кинофестиваль 2017: разбор программы

Политический подтекст, сериалы и виртуальная реальность

На прошлой неделе Тьерри Фремо, директор Каннского фестиваля огласил программу юбилейного 70-го киносмотра. Чувство торжественности круглой даты почему-то так и не пришло, и вовсе не потому, что программа не впечатляющая, наоборот — лайн-ап Канн уже который год позволяет думать, что у фестиваля юбилей ежегодно. Так что здесь на плечах Тьерри Фремо задача не снижать планку. Пока что отборщикам кинофестиваля в Каннах это удается и нас ждет насыщенный фестиваль.

Неожиданный фильм-открытие

Фильм-открытие для Канн — вещь имиджевая и предмет негласной конкуренции с Венецианским кинофестивалем. Уже который год коллеги в Венеции выбирают фильм для открытия на порядок лучше — «Гравитация», «Бёрдмэн», «Эверест», «Ла-Ла-Лэнд». На счету у Канн за последние годы фильмы освистанные, либо просто проходные — «Принцесса Монако», «Великий Гэтсби», «Молодая кровь», «Светская жизнь».

Многие в этом году ожидали, что Каннский фестиваль откроет новый фильм Мишеля Хазанавичуса «Грозный» (Le Redoubtable) — биографическая зарисовка о Жане-Люке Годаре с облысевшим для этой роли Луи Гаррелем.

Кадр из фильма «Призраки Исмаила», Марион Котийяр, Шарлотта Генсбур
Марион Котийяр и Шарлотта Генсбур, «Призраки Исмаила»

Однако фестиваль откроется фильмом «Призраки Исмаэля» Арно Деплешена. Это драма о любовном треугольнике с Шарлоттой Генсбур, Марион Котийяр и Луи Гаррелем. По крайней мере, красная дорожка открытия будет блистать от звезд французского кино.

Каннские любимцы

В этом году в основном конкурсе совсем нет новичков и дебютантов, их ищите в секции «Особый взгляд». За Золотую пальмовую ветвь будут бороться мастера и настоящие любимцы Канн — режиссеры, которые возвращаются на фестиваль по доброй памяти и после теплого приема.

Михаэль Ханеке только что закончил картину с ироничным названием «Хэппи-энд» (кто знаком с фильмами Хенеке знает, что хэппи-эндов у него не бывает). Действие его новой ленты затрагивает быт современной буржуазной семьи на фоне миграционного кризиса. В главных ролях Изабель Юппер и Жан-Луи Трентиньян. В случае победы Михаэль Ханеке может стать первым в мире режиссером, получившим награду трижды (на его счету награды за «Белую ленту» в 2009 и «Любовь» в 2012).

Приятно, что Канны так прикипели душой к украинскому режиссеру Сергею Лознице (пусть он и не снимает кино непосредственно в Украине). Лозница представит в основном конкурсе свою новую работу «Кроткая» (современная адаптация рассказа Достоевского). Лозница дебютировал в Каннах в 2010 году, показав там «Счастье мое», с тех пор он побывал в конкурсе еще раз с фильмом «В тумане» и с вне конкурсным показом «Майдана» в 2014-м.

Его коллегу из России Андрея Звягинцева тоже очень ждут именно в Каннах. Режиссер трижды ездил на фестиваль и всегда возвращался с наградами. В 2007 актерскую награду за фильм «Изгнание» взял Константин Лавроненко, в 2011 режиссера наградили за «Елену» в секции «Особый взгляд», а в 2014-м за сценарий к «Левиафану» в основном конкурсе. Его новый фильм «Нелюбовь» о том, как тяжело ребенок переживает развод родителей. Говорят, режиссер еще даже не закончил картину, но черновой монтаж фильма уже очень впечатлил отборщиков Канн.

Имя Йоргоса Лантимоса теперь звучит всюду, где говорят о «новой греческой волне». Режиссер тем временем, кажется, полностью перешел на англоязычные проекты. В прошлом году он взял Приз жюри за «Лобстера», а в этом — везет в основной конкурс еще одну абсурдистскую драму «Убийство священного оленя», вновь с Колином Фарреллом в главной роли. Конечно же, мировая премьера фильма должна состояться именно в Каннах, которые открыли Лантимоса миру.

София Коппола уже не первый год ездит на французский кинофестиваль со своими картинами («Мария-Антуанетта» была в основном конкурсе в 2005 году, а «Элитное общество» — в «Особом взгляде» в 2013). Новая работа Копполы «The Beguiled» фигурировала в каннских прогнозах как 100% участник основного конкурса.

После теплого приема ЛГБТ-драмы «Кэрол», в Канны возвращается Тод Хэйнс. На этот раз режиссер привозит драму «Wonderstruck» — экранизацию одноименной книги Брайана Слезника с Мишель Уильямс и Джулианной Мур, где действие разделено на две сюжетные линии в 20-х и 70-х.

Триумф Николь Кидман

Николь Кидман в этом году будет дефилировать на красной дорожке Канн больше всех — у актрисы целых четыри проекта как в конкурсе, так и в специальных показах. В основную секцию были отобраны сразу две картины при участии Кидман. В «The Beguiled» Софии Копполы она сыграла властную хозяйку школы-интернате для девочек, куда попал герой Колина Фаррелла — солдат армии конфедератов. Кидман вновь сыграла с Колином Фарреллом в «Убийстве священного оленя» Йоргоса Лантимоса. Это драма об усыновлении подростка.

Вне конкурса покажут «Как разговаривать с девушками на вечеринках» Джона Кэмерона Митчелла. Это экранизация рассказа Нила Геймана о девочке-инопланетянке, путешествующей по Лондону.

Наконец, Николь Кидман презентует вместе с режиссером Джейн Кэмпион первые эпизоды второго сезона «Вершина озера», где та сыграла одну из главных ролей. Для Кидман заход на сериальную территорию был весьма успешным еще в «Маленькой большой лжи», а Канны тем временем осваивают тв-сегмент в рамках кинофестиваля.

Кадр из сериала «Вершина озера» (2-й сезон), Николь Кидман
Николь Кидман, кадр из второго сезона сериала «Вершина озера»

Николь Кидман, Оскар 2017

Сериалы и VR

Самым громким событием Канн обещает стать премьера от Дэвида Линча. И это как не удивительно — сериал. 21 мая на Showtime стартует третий сезон «Твин Пикс», но перед этим два первых эпизода успеют показать на Каннском киносмотре. С одной стороны, ничего удивительного, что обладатель Золотой пальмовой ветви Линч презентует свое детище именно в Каннах. С другой — сериальный формат новый для каннских организаторов, которые в этом году потянулся за тенденцией вслед за коллегами из Венеции и Берлина.

По тому же принципу Каннского резидента на фестиваль едет Джейн Кэмпион — единственная женщина-режиссер с пальмовой ветвью. Кэмпион только что закончила работу над вторым сезоном «Вершины озера» с Элизабет Мосс и Николь Кидман.

Уникальным событием обещает стать показ короткометражки Алехандро Гонсалеса Иньярриту «Carne y arena» снятой в формате VR (виртуальная реальность). Оператором фильма выступил Эммануэль Любецки, а сам фильм затронет проблему мексиканских эмигрантов. Опыт VR будет не совсем дебютом для подобного фестиваля класса А. На Венецианском киносмотре в 2016 году уже успели показать «Иисус VR: История Христа» — первый полнометражный художественный фильм в виртуальной реальности.

  • Постер сериала «Twin Peaks»
    twin-peaks_1
  • Постер фильма «Carne y arena»
    carne_1

Amazon vs Netflix

В прошлом году Amazon привезли в Канны целых четыри картины — «Светская жизнь» Вуди Аллена, «Неоновый демон» Николаса Виндинга Рефна, а также две картины Джима Джармуша — «Патерсон» и «Gimme Danger». После недавних новостей о том, что за сериалы для Amazon взялись Рефн и Лантимос, статус компании, как любимчика Канн, усилился. В мае Amazon привезет в основной конкурс две картины — «Wonderstruck» Тодда Хэйнса и «Ты никогда здесь не был» Линн Рэмси.

В этом году на территорию Канн впервые заходит конкурент Amazon — Netflix, которые прежде делали выбор в пользу эксклюзивных премьер на собственной площадке. В основной конкурс попали сразу два фильма компании — «Окча» Пона Джун-хо и «The Meyrowitz Stories» Ноа Баумбака.

  • Кадр со съемочной площадки фильма «You Were Never Really Here», Хоакин Феникс
    you-were-never-really-her_1
    Хоакин Феникс на съемочной площадке «You Were Never Really Here»
  • Кадр из фильма «Окча», Тильда Суинтон
    okja_1
    Тильда Суинтон в фильме «Окча» Пона Джун-хо

Женское кино

На пресс-конференции Тьерри Фремо подметил, что в этом году в программе 12 фильмов, снятых режиссерами-женщинами. Неплохая тенденция, учитывая тот факт, что вопрос гендерного баланса в кинопроизводстве сейчас очень щепетильный. В основном конкурсе сразу три фильма снятых женщинами: «Ты никогда здесь не был» Линн Рэмси, «Radiance» Наоми Кавасе и «Обманутый» Софии Копполы. В «Особом взгляде» целых четыре фильма и три из них — дебюты: «Молодая женщина» Леонор Серрай, «Невеста пустыни» Сесилии Атан и Валерии Пивато, «Вестерн» Валески Гризбах, «После войны» Аннариты Замбрано.

Вне конкурса актриса Ванесса Рэдгрейв покажет свой режиссерский дебют — короткометражку о беженцах «Морская печаль», а Аньес Варда представит документальный фильм «Лица. Деревни». Актриса Кристен Стюарт также попробовала себя в роли режиссера: свой 17-минутный фильм «Come Swim» она показала еще в Торонто, а теперь презентует европейской публике.

  • Кадр из фильма «Невеста пустыни»
    Кадр из фильма «Невеста пустыни»
  • Съемочная площадка фильма «Come Swim», Кристен Стюарт
    Кристен Стюарт на съемочной площадке фильма «Come Swim»

Политический заряд

Канны всегда держались вне политики, оставляя такую прерогативу за Берлинале. Однако в этом году некоторые фильмы позволяют думать, что Каннский киносмотр не останется в стороне от насущных геополитических проблем. Кино о миграционном кризисе сняли Михаэль Ханеке, Алехандро Гонсалес Иньярриту и Ванесса Рэдгрейв. «Окча» Пона Джун-хо, по словам организаторов, — политическое кино об эксплуатации животных.

Знаменитый французский документалист, 91-летний Клод Ланцман представит в Каннах документалку «Напалм» о Северной Корее. Бонни Коэн и Джон Шенк привезут «Неудобный сиквел» — фильм о защите окружающей среды. Драма Робина Кампилло «120 ударов сердца в минуту» затронет тему СПИДа.

Напомним, Каннский кинофестиваль стартует 17 мая и продлится до 28 мая. Жюри фестиваля возглавит Педро Альмодовар. Лайн-ап киносмотра еще пополнится несколькими фильмами, а пока что с программой Канн можно ознакомиться здесь.

Кадр из фильма «Неудобный сиквел»
«Неудобный сиквел»