10 фильмов, в которых секс – не главное

Автор Vertigo

«Это не то, что ты подумал», – лепечет она перед супругом, заставшим её в постели с другим… Так происходит в банальных байках. Перечисленные ниже фильмы – далеки как от банальности, так и от категории «байка», но сексуальные сцены в них комментируешь такой же фразой. Откровенные эпизоды в этих лентах не просто возбудитель низменных инстинктов, а импульс лучезарных смыслов и подтекстов.

«Нимфоманка» / Nymphomaniac, 2013

В этой интеллектуальной комедии через половые органы, сексуальные позы, интимные сцены и порнографические образы объясняется едва ли не вся механика мироздания. Лента стала настолько нестандартной, что не вписалась толком ни в фестивальный, ни в прокатный формат. Но при этом успешно показывалась как на кинофорумах по всему миру, так и в репертуарах обычных кинотеатров. Словом, она стала настоящим разрывом шаблона и для яйцеголовых поклонников артхауса, и для тех, у кого мозги забиты попкорном.

«Полуночный ковбой» / Midnight Cowboy, 1969

В одной из наиболее ярких сцен этого фильма главный герой занимается сексом с женщиной, в образе которой сосредоточены едва ли не все признаки попсы, обывательщины и потребительщины. В этот момент ей под задницу попадает пульт от телевизора, на который они, покачиваясь в упоённом ритме, систематически нажимают. И с каждым их движением – на экране телевизора вспыхивает очередной телеканал с какой-то банальной передачей: викторина (с идиотскими вопросами для глупой части аудитории), гимнастика (для тех, кто никогда не похудеет), телемагазин (для тех, у кого нет денег) – весь этот шлак, который выполаскивает из массового сознания остатки разума. Или, проще говоря, делает с мозгами телезрителя то же, что и главный герой с этой женщиной. Словом, секс в фильме – это вызов социуму.

Это один из тех редких случаев, когда вызов, несмотря на всю свою радикальность, возымел огромный резонанс. Картина собрала несколько дюжин престижных наград, среди которых и три «Оскара» (в том числе и за лучший фильм).

«Пристрели их» / Shoot’Em Up, 2007

Хрестоматийная сцена порно-перестрелки в блокбастере Майкла Дэвиса стала эффектной иллюстрацией правила трёх «С» (Страх, Секс, Смерть). Если бы не этот двухминутный залп патронов, спермы, крови и оргазма, то «Пристрели их» – сразу после премьеры отправился бы на свалку забвения, где прогнивает множество подобных халтурных боевичков. В подтверждение тому: количество просмотров одной лишь этой двухминутной сцены – больше, чем общемировое количество проданных билетов на фильм.

«Стыд» / Shame, 2011

«Порнофильмы – самое важное в жизни, потому что с них она и начинается» – писал Александр Генис. Но если из уст российского эссеиста эти слова звучат с иронией, то в случае с протагонистом фильма «Стыд» их стоит понимать буквально.

Поглощённый похотью, бедолага с каждым днём всё глубже погружался в трясину сексуальной зависимости. Его компьютер переполнился порнофильмами, вечера – безразборными связями, а мысли – эротикой. Секс жадно пожирал его жизненные силы, как опасный вирус, пока полностью не опустошил его душу.

«Жизнь Адель» / La vie d’Adèle , 2013

«Золотая пальмовая ветвь», вручённая этому фильму, во многом помешала его имиджу. После столь крупной награды на ленту обратили внимание многие из тех неандертальцев, которые считают представителей ЛГБТ извращенцами.

По сути, фильм посвящён взрослению и всем связанным с этим испытанием вызовам. Неслучайно ведь во Франции возрастное ограничение для его просмотра в кинотеатрах касалось лишь тех, кому меньше 12 лет. Прогрессивный западноевропейский социум понимал, что содержание этой ленты – важно для подростков. И тинейджерам стоит его посмотреть, даже несмотря на то, что минут 20 его хронометража составляют порносцены. От олдскульных зрителей часто приходилось слышать упрёки, что в фильме слишком много секса. Но в сознании взрослеющего подростка секс занимает ещё большую долю. Так что эти 20 минут из трёхчасового хронометража можно считать необходимым минимумом.

«Молода и прекрасна» / Jeune et Jolie, 2013

У неё всё было в порядке: благополучная семья, многообещающее будущее, молодость, красота… Но в один прекрасный день, лишившись девственности, она понимает, что по-настоящему полноценная жизнь может быть лишь с мужчиной (и желательно, каждый раз – новым).
И дело не просто в выплеске гормонов, озабоченности или тривиальной гимнастике, помогающей от боли в пояснице. И не в спортивном интересе пропустить через себя как можно больше мужчин. И не в деньгах, которые она, хоть и получала за своё тело, безразлично сваливала куда-то в шкаф.

Некоторые объясняют обострённую сексуальность главной героини её стремлением к свободе. Другие – одной лишь женщинам понятной любвеобильностью. Но чем бы это ни было – страсть имеет иррациональную, а потому – малообъяснимую, природу.

«Страсть» / Passion, 2012

Источником сексуальных порывов в сюжете этого вялого второсортного детектива становится карьерное соперничество. Зажатая корпоративными правилами энергия главных героинь выливается в секс. А понятие «обладать» приобретает в их взаимоотношениях, наверное, все возможные значения.

«Любовь» / Love, 2015

Сколько секса можно увидеть, если заглянуть в подсознание любого встречного? Если верить дядюшке Фрейду – сексом будет проникнут практически каждый его поступок. Так и в случае с недооценённым фильмом Гаспара Ноэ «Любовь». Практически весь сюжет ленты представляет из себя стремительное путешествие сквозь подсознание главного героя. А его воспоминания о девушке, которую он любил и имел, приобретают гротескные масштабы под действием опиума.

Добрая треть этого фильма практически ничем не отличается от порно. Но это лишь форма, в которую облечены фундаментальные жизненные вопросы о верности, браке, творчестве, отцовстве, взаимопонимании.

«Жестокие игры» / Cruel Intentions, 1999

Секс в этом сюжете – синоним коварства и подлости. А признание в любви – признак уязвимости, который позволяет манипулировать человеком.

Этот фильм Роджера Крамбла не лучшая из экранизаций классического романа Шодерло де Лакло «Опасные связи». Но вместе с тем картина очень правдоподобно переносит хрестоматийный сюжет в нашу эпоху, когда любовь всё чаще стала ассоциироваться с цинизмом.

«Антихрист»/Antichrist, 2009

По сути, это холодная психологическая драма, начинающаяся со смерти ребёнка, а затем во всех подробностях показывающая глубочайшую депрессию, которая приводит к нервному срыву просто-таки ядерных масштабов. Ну, и ещё всё происходящее замешано на дремучей эзотерической мути… Словом, с таким сюжетом фильм имел все шансы не продвинуться дальше фестивальных показов, после которых канул бы в небытие.

Но приправив всё это депрессивное действо щедрой жменей секса, режиссёр-провокатор Ларс фон Триер превратил это мало чем примечательное кино в одно из главных кинособытий года. Споры о том, имеет ли хоть какой-то смысл в фильме вся эта колдовская паутина символов, доходили до драк. А обсуждения того, уместен ли здесь столь сильный акцент на сексе, породили тысячи дискуссий.

Внимательные зрители по всему миру изучали этот фильм кадр за кадром и выдвигали бесчисленное количество версий того, что же кроется под скандальной формой этой ленты. Но пожалуй, главное: пока разворачивался весь этот процесс – на фильм продавались билеты, а Ларс фон Триер утверждался в звании одного из самых обсуждаемых режиссёров современности. И это, наверное, одна из главных причин такого количества секса в фильме.

Антон Филатов

Кинокритик.

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: